- Еще чего не хватало! На репетицию мне идти? Озолоти меня - не пойду
(смеется). Сыта этим всем по горло. Даже не знаю, как его группа называется. Я
уже старая девушка, мне не до этого. Да и живет Сашка отдельно.
- Три года назад вы организовали "Кинопробы" - проект, в котором
почти все рок-музыканты перепели песни Вити. Чуть позже - концерт, посвященный
40-летию Цоя. Что дальше?
- Пока все. Во-первых, повода нет. Во-вторых, это гигантский труд. Взять, к
примеру, вами упомянутый концерт. Вы не представляете, сколько усилий и нервов
нужно, чтобы всех согнать в одно время и в одно место! А потом еще на тебя
подают в суд, мол, Марьяна все "сожрала" (в суд на Марьяну Цой подали
бывшие музыканты группы "Кино", считающие, что их авторские права
ущемлены. - Е.Л.). Да я себе, простите, трусов даже не купила с этих концертов
и дисков. Вся прибыль ушла на Сашку. Компьютер ему обновили, купили
"железо", большой монитор. В общем, все по мелочи.
- Музыканты охотно подписываются на такие концерты?
- Открою тайну: концерт 40-летия был гонорарным. Все, кто играл, получили
деньги. Согласитесь, гнать на сцену ветеранов "за идею" было бы глупо
и некрасиво, тем более что была возможность заплатить. Но при этом,
подчеркиваю, все согласились бы выступать и бесплатно.
- Откуда такая уверенность?
- Потому что это люди другой эпохи. Для них "Кино" не пустой звук,
для многих Виктор был и вовсе другом... (пауза) если такой закрытый человек
вообще мог кому-нибудь быть другом. Но, по крайней мере, из тех, кто выходил на
сцену, незнакомы с Витей были только братья Самойловы и Сережа Чиграков. Потом
у многих музыкантов питерские корни, а это совсем отдельный тип людей. Питерец
для питерца последнюю рубаху отдаст. Мне Кинчев, Шевчук постоянно звонят,
всегда помогают, если надо. Хотя они мне ничем не обязаны.
- Вас перестали доставать поклонники "Кино", которые раньше считали
вас чуть ли не виновницей гибели Цоя?
- О, да! Одна девушка осталась, да и то где-то под Нижним Новгородом живет. Она
написала какую-то безумную книгу воспоминаний "Виктор Цой и я", в
которой я мешаю их любви. До сих пор от нее гневные письма получаю. Но в любом
случае такого, как раньше, нет и в помине. Камнями в окна никто не кидает и на
кладбище не подкарауливает. Страшно сказать, я ведь первое время могла
появиться на могиле мужа только ранним утром или поздним вечером! Ужасно тяжело
было. Но с последним поколением поклонников "Кино" проблем нет. На
кладбище девчонки даже ограду за свой счет поставили.
- Чем вы сейчас занимаетесь?
- Ничем особенным. Я, например, люблю переводить японские тексты. Так, для
себя, это не работа.
- Вы знаете японский?!
- Я окончила факультет востоковедения питерского университета. В 40 лет, между
прочим!
- Зачем?
- Это был припадок. Желание расширить собственные горизонты.
- И часто с вами такие припадки случаются?
- Регулярно. Год назад я с нуля выучила английский. С фотографиями мне нравится
возиться: даже скорее не щелкать, а составлять композиции, коллажи из разных
снимков. Вязать недавно начала с какого-то перепуга! А сейчас хочу научиться
ткать. Мне интересно жить. Иногда пишу что-нибудь, рисую. Никто не заказывает -
я для себя, в стол.
- А если к вам придут издатели и скажут: "Марьяна, напишите книгу о
Цое", согласитесь?
- Так ведь такой опыт уже был. И, если честно, он не оставил мне приятных
воспоминаний. Пусть сама книжка разошлась каким-то бешеным тиражом (600 тыс.
экз. - Е.Л.), но больше я так "гореть" не хочу. Очень сложно писать,
когда знаешь, что пишешь не просто так, а для издания на всю страну. Огромная
ответственность, сроки поджимают, сосредоточиться трудно. А я к тому же человек
акустический.
- В каком смысле?
- В смысле, что я терпеть не могу компьютеры. Если я пишу, то воспринимаю
только лист бумаги и ручку, а компьютер даже включать не умею (смеется)! Но, в
принципе, не в этом дело. Просто, когда первую книжку захотели переиздать, мне
предложили дописать туда еще несколько историй. И я вдруг поняла, что писать-то
нечего! Я все сказала, поставила точку. Недосказанного у меня не осталось.