Меня,
например, "Кино" по-настоящему заинтересовало после знакомства именно
с этим магнитоальбомом. В "Группе крови" музыканты соткали пестрое
звуковое полотно. В усложнении аранжировок сказалось участие в записи
клавишника Андрея Сигле. В материале альбома ощутимо влияние фанка, реггей,
мелодического харда. Заметен прогресс исполнителей. Особенно "бросается в
глаза" качественный скачок у Каспаряна, в "Группе крови"
выделяются его необычная манера и тембр звучания гитары. Самого Виктора Цоя
интересует не только романтика городской ночи, но и общечеловеческие категории
- война, противоречивость людей, сложность бытия:
Мы хотели пить - не было воды.
Мы хотели света - не было звезды.
Мы выходили под дождь и пили воду из луж.
Мы хотели песен - не было слов.
Мы хотели спать - не было снов.
Мы носили траур - оркестр играл туш.
Любопытно, что один из самых интересных альбомов ленинградского рока,
появившихся за последние два года, создавался в "жутких условиях".
"Группа крови" была записана в стандартной малогабаритной жилой
квартире на четырехканальном магнитофоне "Ямаха" и затем смикширована
с помощью звукорежиссера Алексея Вишни.
Летом прошлого года в киосках студий звукозаписи можно было уже приобрести кассету
с новым магнитоальбомом "Звезда по имени Солнце". К записи
"Звезды" музыканты приступили осенью 1988 года и в начале следующего
года ее закончили. Работа над "Звездой", наконец, проходила не дома,
а в профессиональной студии. Традиционной осталась расстановка сил: музыка и
стихи созданы Виктором Цоем, а аранжировка - всеми участниками группы.
Спродюсировали альбом сами музыканты "Кино". От "Звезды"
веет пессимизмом и какой-то безысходностью:
День вызывает меня на бой,
Весь мир идет на меня войной.
Цой считает - "так было всегда" и ничего на нашей бренной Земле не
изменишь:
Каждому яблоку - место упасть. Каждому вору - возможность украсть.
Все же что-то есть в этой грустнятине. Ведь мир наш так несовершенен, и порой
нам бывает одиноко даже на самой многолюдной улице. Хорошо, если вы не потеряли
свой внутренний компас, который указывает направление в жизни. Наверно,
"танец и дождь никогда не отпустят" Виктора, в песнях он навсегда
останется все тем же резковатым "тинейджером".
Надо признать, что песни Цоя оказались созвучны не только его внутреннему
"я", но и нашему времени. Когда он на четвертом рок-фестивале
Ленинградского рок-клуба пел: "Перемен, мы ждем перемен!", все
восприняли это как призыв к изменениям в жизни общества. Хотя сам Цой "совершенно
не имел в виду никаких перестроек". Несомненно, на пороге девяностых годов
отпала необходимость Цою подбрасывать уголь в топку кочегарки или Юрию
Каспаряну числиться руководителем клубной самодеятельности. Для выступлений
"Кино" предоставляют крытые стадионы - хозрасчет в действии, имя
группы в состоянии обеспечить заполняемость стадионов, да и заработки
музыкантов за концертную деятельность исчисляются тысячами. В январе 1989 года
группа побывала в Дании, а в апреле - во Франции, где прием был хороший, но
более "спокойный", чем в Союзе. Еще более "спокойно" прошли
гастроли в Риме. Виктор Цой, словно желая подтвердить правомерность
придуманного им названия группы, с головой окунулся в кинематограф, благо
ситуация позволяет. Для кинематографа рок подобен плодородной целине,
рок-вакуум пытаются заполнить многие кинорежиссеры. С участием Виктора Цоя
успели снять такие фильмы, как "Рок", "Асса",
"Город", "Игла" (явно что-нибудь запамятовал).
В общем, все как в песне: "Вроде жить, не тужить. Так откуда взялась
печаль?.."