Чистой
воды шаманство. Концерты «КИНО» в ту пору были чем-то космическим… Юрий
Белишкин, директор группы в 1988-89 годах: 16 ноября 1988 года, Москва,
Лужники…День у нас начался «по-московски»: нам не подали транспорт, продинамили
с гостиницей. Тогда мы поехали на квартиру, сидели, пили чай, я звонил по администраторам.
Наконец нас поселили в «Космос», но дали только два двухместных номера. В
Москве тогда еще не решались устраивать стоячий партер. Однако минут через
тридцать после начала тысячи людей встали и стеной пошли к сцене. Не было
никаких пьяных, никаких хулиганов – было безумное желание приблизиться к Цою.
Тогда администрация во главе с хамовитой директоршей вырубила электроэнергию.
Подошли ко мне, стали требовать, орать (не просить, а по-московски –
требовать), чтобы Цой прекратил провоцировать публику. А что он мог?… Виктор
весь концерт стоял на месте, словно привязанный к микрофону, а рядом стояли
трое музыкантов. Никаких реплик в зал, никаких обличений, а публика ломиться
вперед. Это было чистой воды шаманство. Когда приезжало «КИНО», местные администраторы
могли не тратиться на рекламу. В Алма-Ате продали пять аншлаговых дворца
спорта, приколов один-единственный щит у зала. В Минске были прекрасные
концерты на стадионе, где в общей сложности побывало 70 тысяч зрителей. Там мы
даже устроили фальш-отъезд. После концерта нарядили статистов в черные куртки и
посадили в автомобиль, что с визгом проносился мимо толпы, после чего они
расходились. Мы же остались на площадке, посидели в бане, потом перешли в
какую-то комнату на третьем этаже. И вдруг посреди ночи слышим стук в окно.
Самые отчаянные фаны не поверили фальш-отъезду и пробрались к нам. Ну, мы их
впустили, чтоб ребята не упали, не разбились… Девушки увидев Цоя, упали на
колени и разревелись…
У меня всегда было и остается к фанатам «КИНО» доброе отношение. Если даже они
прорывались, то не били стекол, не швыряли камней, а тихо-мирно себя вели.
Фанаты ведь год и больше жили на кладбище, в палатках. Мы приносили им еду,
теплые вещи. Нас встречали парнишки, девчонки с такими чистыми глазами. На похоронах
было много пожилых людей и совсем детей. Пришло 50 тысяч человек, а
милиционерам работы не нашлось.
Витю разбудили и повезли на концерт, что закончился утром. Юрий Айзеншпис,
менеджер «КИНО» в 1989-90-х годах:
- Вместе мы сделали 60-70 концертов. Не только Витю, но и всю группу «КИНО»
тяготила гастрольная деятельность, ставить ее на рельсы коммерции они не
хотели. Забавная ситуация получилась в Братске. Местные устроители не выполнили
большинство условий договора, и мы решили на сцену не выходить, оставшись в
гостинице. Однако зрители наотрез отказались сдавать билеты, и толпа эта
хлынула к гостинице, намереваясь сокрушить все и вся. К нам даже обратилось
городское начальство, но денег так и не нашли. Тогда мы сказали: «Ладно, не в
деньгах счастье; «КИНО» будет играть, раз зрители хотят этого!» Цой уже спал
как младенец. Разбудили, усадили в милицейскую машину и отправили на стадион.
Пока подключили аппаратуру, пока настроились, вызвали из дома работников
стадиона, наступила далеко не белая ночь – в общем, концерт закончился в
полпятого утра. На стадионе Лужников, на празднике «Московского Комсомольца»,
был фантастический концерт, когда 70 тысяч зрителей пели вместе с Витей все
песни наизусть. Концерт разрешили лишь за три дня до начала, причем в эти три
дня шел дождь, а билеты продавали только в Лужниках. И все равно собралось 70
тысяч!
Роковое стечение обстоятельств.
- Многие сомневаются, что Виктор мог заснуть за рулем. Вот и Марианна Цой
сказала: «Не тот это был человек, чтобы заснуть во время такого дела». Ю.
Айзеншпис:
- Многие сомневаются, но были ли они сами в подобной ситуации? А я вот засыпал
за рулем, и однажды, мой приятель, сидевший рядом, заорал: «Юра, Юра!».
Благодаря этому мне удалось смягчить удар моей машины о другую. Наверное и Витя
мог бы, если бы не тот злополучный «Икарус», упасть в кювет: машина бы
перевернулась, зато был бы шанс выжить. Но как раз в тот момент вывернул
«Икарус»… Здесь что-то одно, или Виктор заснул немного раньше, или просто не
справился с рулевым управлением. У «Москвича» 2141 тормоза (это знают все
автомобилисты) неважные. Все это жуткое стечение обстоятельств.