Пятница, 22.09.2017, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS
 
КИНО
Главная | В сторону Цоя библ 1 | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


  продолжение.....

   «ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ»

    Все-таки время от времени, анализируя фильм, придется обращаться к книге как к источнику. Не потому, что фильм Алексея Учителя невнятен и требует комментариев – чего нет, того нет. Но все-таки любопытно, что о кино собратья Цоя говорят большей частью резко, если только речь идет не об «Игле» или «Йях-хе», но ведь и Рашид Нугманов, их автор, среди авторов книги. А в остальном полное неприятие и фильмов о роке (чуть более сдержанно – о ленте самого Учителя «Рок», но в общем отношение такое же), и фильмов, где рокеры кого-то «играли», будь то «Взломщик» или «Асса». Если вспомнить, что вместе с Цоем существовала группа «Кино» и одно принципиально не отделялось от другого, ситуация становится загадочной. При всех поправках на случайность имени группы (см.книгу). И хоть слышал на премьере вежливые и даже теплые аплодисменты (а как иначе?), фильм кажется излишне сдержанным, деликатным, осторожным и вроде бы эмоционально не соответствующим «объекту».

   Обычные составляющие: песни в кадре и за кадром, интервью, фрагмент из «Иглы» - финал, когда смертельно раненный герой встает и уходит вдаль по заснеженной аллее, но без завершающего ернического титра «советскому телевидению посвящается» - у судьбы свой сюжет. Картина разбита на главы: «Сны», «Марьяна», «Наташа», «15 августа», «Авария», «Камчатка», «Девушки». Биография, творчество и – «что мы думаем сегодня о Цое, кем он был и есть для нас», то есть тех, кто ему верил и верит? Никаких режиссерских ухищрений, никаких попыток «подать» песню так, чтобы заиграла образность, и это не уход от соблазна иллюстративности в какую-то, допустим, аскезу, но принципиальный выбор, восточный стиль: о неистовом следует говорить спокойно. Когда уже отпустило горло после спазма и можно глядеть прямо в камеру. Вслушавшись, однако, в интонацию картины, понимаешь, что она сделана совсем не просто, а безыскусно. Но стержневые темы там есть. Во-первых, когда детский голос поет песню «Последний герой». Тут вообще очень важна тема «после Цоя» что осталось? Пустота в душах или он все-таки что-то успел, помимо песен, хоть и в связи с ними? Почему для кого-то он – гуру, учитель жизни? (Подробнее об этом – в новелле «Девушки»). Фильм, хоть и не без социальной дидактики, рисует что-то вроде круга людей, не мыслящих жизни без Цоя, живущих на кладбище, ухаживающих за могилой. Есть и монолог верующей девушки, влюбленной в Цоя, - и небесное не мешает земному. И вторая стержневая тема, проясняющаяся в новелле «Камчатка», так сказать, место поэта. Тема поэта. Образ поэта. Чем стали «кочегарки» для множества людей? Вроде все описано, но у кино свои законы. И вдруг в фильме прорезается романтическая нота. Жизнь перестает быть только жизнью и творчеством достраивается до судьбы. Мы как-то забыли, что за все человек платит и порой страшно. Да, есть социальная реальность, и много значат в фильме скупые реплики типа «В убийство я не верю», но существует и главный, метафизический или, если хотите, космический счет. Об этом счете речь и идет в фильме, при том, повторю еще раз, что никаких особенных воспарений тут нет.

    Так что я не удивлюсь, если рокеры очередной раз рассердятся на режиссера (хотя картина сделана при участии Марьяны Цой). Тут, как это ни странно, нет феномена рока, а есть то, из чего он произрос, и есть то, чем он в каком-то смысле стал, - еще одной трансформацией отечественной культурной парадигмы (ух! Ну и слово!), когда вещь «для каждого» становится вещью «для всех», и этого-то более всего не могут простить року его критики. В любой общности нынче чудится призрак тоталитарности, да молодежного психоза и впрямь хватает. Но к Виктору Цою это отношения не имеет. Он обращается к своим слушателям совершенно с другим – в том смысле, что ему уже не надо ничего «доказывать»: ни свое благонравие, ни свое бунтарство. За «крутостью» денди тут кроется что-то иное, и не случайны междометия в моих неточных определениях – фильм выскальзывает из них. Помнишь говорящую – резко, жестко – Марьяну, помнишь один-два снимка не давшей согласия на интервью Наташи Разлоговой в черных очках, всплывает монолог брата (очень интересный, кстати), не забыть лица родителей на похоронах и голос сына Виктора – Саши. Но сам он остается загадкой. Может, и впрямь – последний герой, и говорить о нем нужно иначе?

   читать дальше......

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017

    Конструктор сайтов - uCoz