Для русского рока 15августа — день траура. Прошло ровно 10 лет со дня гибели
Национального рок-героя Виктора Цоя, За две пятилетки, минувшие после фатальной
автокатастрофы, "киномания" почти не утихла, а музыка
"Кино" продолжает быть актуальной. Год назад роль Цоя пытался сыграть
на сцене бравый парень БекХан. Совсем недавно гитарист "Кино" Юрий
Каспарян вместе с Рикошетом наваяли целый альбом римейков старых
"киношных" хитов. В настоящее время дружный хор новомодных рок-звезд
активно перепевает песни Цоя для tribute-альбома-посвящений, который появится
осенью. Помимо искреннего публичного поклонения музыка "Кино" до сих
пор продолжает приносить и неплохой доход. Как ни цинично звучит, но
"Кино" прекратило свое существование в самый нужный момент — на пике
славы, чем и обеспечило своим последователям стабильный заработок, а себе —
репутацию вечно живых рок-кумиров. Свидетельства же людей, в разное время
знавших и близко общавшихся с Виктором Цоем с годами приобретают все большую
ценность и обрастают почти легендарно-мистическим ореолом. Продюсер Юрий
Айзеншпис был близок к Цою в последние два года его жизни. Его принято считать
архитектором коммерческого ycпexa этой рок-группы. Накануне печальной даты Юрий
Шмильевич любезно согласился вспомнить для "ЗД" историю своей работы
с "Кино" и рассказать o личных отношениях с Виктором Цоем.
Знакомство
О cуществовании музыканта Виктора Цоя я вообще-то узнал еще в середине 80-х
годов из "Московского комсомольца", который выписывал, находясь
далеко от Москвы. Потом я услышал первые записи очень плохого качества. Это
были очень распространенные в те времена домашние концерты, а году в 88-м я уже
на пластинках услышал профессиональные записи, альбом "Камчатка" и
другие. Все это произвело на меня немалое впечатление, и я очень захотел
познакомиться с Виктором... Познакомились же мы благодаря нашему общему
приятелю Александру Липницкому. Он журналист, музыкант, известный по
"Звукам My", а в прошлом коллекционер икон. Наша первая встреча,
после которой и началась совместная работа, состоялась, как сейчас помню, в
конце лета 88-го года в саду Эрмитаж. Виктор не опоздал, пришел ровно в пять
вечера, как договаривались, и был, как всегда, во всем черном. Он, по-моему,
никогда не расставался с этим цветом. Даже когда мы были за границей, он всегда
покупал только черные джинсы, куртки и рубашки и говорил, что черный цвет для
него как ритуал. На нашей последней с ним встрече он, кстати, тоже был в
черном. А при знакомстве Саша Липницкий представил меня как старого любителя
поп-музыки, как импресарио советских поп-групп, а Цоя — как восходящую
рок-звезду. У нас с Витей сразу сложились хорошие товарищеские отношения.
Образ Жизни
Витя был домашним человеком. Выступать много он не любил, потому что частые
концерты были очень утомительны. И потом он считал, что духу рокера претит
постановка творчества на коммерческие рельсы. Творческий процесс у него всегда
занимал очень много времени. У него дома, в квартире на Профсоюзной, где он жил
вместе с женой Наташей Разлоговой, я всегда видел очень много рисунков, поделок
из дерева. Он все время что-то мастерил. Жилье, даже по тем временам, у них
было очень скромное. Обыкновенная трехкомнатная квартира, которая принадлежала
родителям Наташи. В одной комнате жили Витя с женой, в другой - мама Наташи, в
третьей - Наташин сын. С развлечениями тогда было туговато, хотя у Вити помимо
творчества была еще одна страсть. Он был большой гурман и очень любил вкусно
покушать. Его часто можно было видеть в первом корейском ресторане в
Сокольниках, а также в "Арагви", "Пекин". На гастролях нас
все время приглашали в корейские рестораны, которые начали открываться на
первой волн, кооперативного движения, так что и музыканты, и я - большие
знатоки этой кухни. Еще Виктор очень интересовался кино. Брат его жены — Кирилл
Разлогов — занимал большой пост в Союзе кинематографистов СССР, поэтому Цой
ездил на все киношные ярмарки того времени и очень любил это занятие. Свою
страсть к кино он реализовал не только в названии группы, но и снявшись в
кинофильме "Игла", который сейчас, без сомнения, приобрел культовое
качество.
Музыка
Все разговоры о том, что я оказывал давление на творчество группы
"Кино" и чуть ли не заставил их играть более коммерческую музыку,
совершенно беспочвенны. В творчество я вообще не влезал. Здесь, скорее, влияние
барабанщика Густава (Юрия Гурьянова. - Прим. ЗД), который очень увлекался
танцевальной музыкой и активно приобщал к этому Витю, у которого дух
ленинградского рок-клуба перебивал все модное и прогрессивное в новой культуре.
Наверное, поэтому последний "Чёрный Альбом" и получился таким
танцевальным. А вообще на гастролях ребята часто хохмили — собирались после
концерта у Цоя в номере и под гитару хором пели песни "Ласкового
Мая". Чтобы подразнить лидера.
Успех
Несмотря на большой успех, музыканты остались теми простыми парнями, какими я
их знал, когда познакомился с группой "Кино". А что касается Цоя, то
все звезды России по человеческим качествам его не перевесят. Он был очень
добрым человеком и контролировал себя всегда и везде. Если Он кем-то из группы
недоволен, он с этим музыкантом мог поговорить не повышая голоса, но в то же
время очень убедительно. Это большое мастерство, за что его все уважали. Он не
ругался, никогда не кричал, никогда не повышал голоса.