продолжение......
Последний
концерт
Последний концерт Виктора Цоя и группы "Кино" состоялся на фестивале
"Звуковой Дорожки" 24 июня 90-го года в "Лужниках". К этому
ответственному выступлению Цой долго готовился и очень сильно волновался. Его и
меня, конечно, расстраивало то, что накануне Москву просто залило водой. Шли
непрекращающиеся дожди, и поэтому билеты продавались очень плохо. А для Вити
было очень важно, сколько людей будет на его концерте. Накануне я связывался с
главным кассиром, мне сказали, что билетов продано очень мало, потому что
купить их можно только в кассах стадиона и из-за погоды никто не приезжает.
Оставалось надеяться на последний день. И вот 24 июня выглянуло солнце, и к 11
часам утра в кассы "Лужников" уже стояла чуть ли не километровая
очередь. Оставалось только послать за Витей машину. Цой в плане транспорта был
неприхотлив. Если за ним приезжала "Волга" - садился в
"Волгу", приезжала "шестерка" - садился в нее, однако на
этот раз я заказал "Чайку". Он был вторым человеком в этой стране из
артистов после Пугачевой, за кем посылали "Чайку". Я её заказывал
тогда со страшными сложностями. Пришлось написать много писем, прежде чем
машина нашлась на базе Совета министров.
Последняя встреча
После этого концерта, на который пришло больше 60 тысяч человек, у группы
начался отпуск. Витя, как и в предыдущие три года, уехал на заброшенный хутор в
Прибалтику, под Юрмалу. Вскоре я приехал туда и увидел его очень счастливым и
загорелым. Он катался на мотороллере, показывал мне гири для зарядки и говорил,
что ему здесь не скучно. Мы слушали демо-кассеты с новыми песнями и решили, что
в сентябре нужно садиться в студию и заканчивать работу над новым альбомом,
чтобы в конце года пластинка уже была в магазинах. Все так и получилось, но
только Вити с нами уже не было.
Новое "Кино"
На могиле Цоя все музыканты поклялись не участвовать в будущем в проектах,
которые можно было бы расценить как спекуляцию на имени "Кино". Чтобы
меня потом не упрекнули, я впоследствии тоже отошел от всего, что связано с
использованием имени, и все права на музыку группы передал родным Вити. Попытки
воссоздать "Кино", конечно, имеются, и запретить это невозможно. Вот
через два года после гибели Вити ко мне приходил БекХан и говорил, что хочет
петь песни "Кино". Когда я его прослушал, то сказал, что это покушение
на память о группе. К сожалению, я не мог ничего сделать, потому что за ним
стояли какие-то люди, которые были заинтересованы в подобном проекте. Однако ни
эта, ни многие другие попытки возрождения "Кино" успеха не имели и не
будут иметь, потому что повторить то, что было, вряд ли возможно.
"Кино" без Цоя - это то же самое, что "Queen" без Меркьюри
и "Beatles" без Леннона.
Деньги
Они хорошо получали по тем временам, и никаких финансовых претензий ко мне как
к продюсеру у них не было. Существовало соглашение; по которому 40 процентов
гонорара получал Виктор, а остальные музыканты получали по 20. Понятно, что
деньги всегда всех интересуют, но их они интересовали не настолько, чтобы о них
все время говорить. Виктор, например, очень хотел купить квартиру. К тому же
все музыканты купили себе машины, которые, правда, через полгода превратились в
каких-то загнанных лошадок. Ребят постоянно преследовали неудачи, и они то и
дело попадали в аварии. Но тем не менее это их не обескураживало... Витя успел
поездить на двух автомобилях. Сначала у него была "девятка", а потом
тот самый "Москвич", на котором он и погиб. Он действительно очень
любил большие скорости, а ездить учился вместе с Наташей. Конечно, когда Цой
погиб и закончился бизнес, музыканты первое время жили на то, что заработали и
накопили. Ну а потом — кто как устроился. Тихомиров - опытный музыкант, и, если
не ошибаюсь, его взяли в "ДДТ". Юрий Каспарян долго ничего не делал,
потом увлекся индийской философией, ездил в Индию и сейчас что-то время от времени
записывает. Густав, скорее всего, живет где-то в Европе.
Если бы...
Мне трудно сказать, что стало бы с группой, будь Виктор по-прежнему жив. Мы
живем в такое время, когда все очень быстро меняется и долго оставаться на пике
популярности невозможно. Это как в спорте, где спортсмен сначала может побить
все рекорды, а потом многие годы участвовать в соревнованиях, занимать все
более низкие места, страдать из-за этого депрессиями "и все равно продол-.
жать, потому что он уже не может отказаться от того, что является частью его
жизни Вот Иосиф Кобзон, Он все ещё поет, потому что ему нравится. Человек он,
конечно, состоятельный, и для него это как приятное хобби. Но бывает, что
артист теряет популярность, становится невостребованным, и дальнейшее пребывание
на сцене только ухудшает его положение. У "Кино" небыло неудач, и все
запомнили их на пике популярности. Именно поэтому группу до сих пор любят.
(C) Юрий Айзеншпис