- Скажите, Виктор, вам часто приходится выступать в такой "тихой"
аудитории, которая наблюдалась в рок-гостиной нашего Дворца культуры и спорта ?
Обычно ваша публика кричит и шумит, и танцует, в общем, очень откровенно
выражает эмоции.
- Ну, конечно, нечасто. Но, заметьте, в зале сидели далеко не тинэйджеры, ведь
кричат, в основном, они. И потом такие концерты, где я один с гитарой, и не
рассчитаны на бурную реакцию.
- А бурная реакция вам необходима ?
- Нет, мне важно - чувствовать. Вот это очень важно.
- Сейчас нашему року открыли все окна, все двери, подул сквозняк, все можно,
подполье кончилось. Вы верите в свежесть этого сквозняка ?
- Знаете, мне все равно. По большому счету мне все равно, где играть, - в
квартире, в подпольном клубе или в зале на десять тысяч человек. У меня есть
возможность играть - я играю. Нет такой возможности - я готов это делать
бесплатно. Сейчас у меня есть возможность шире выступать - я ею пользуюсь, и то
не всегда. В любом случае делаю то, что хочу. Разумеется, насколько позволяет
ситуация, в том числе и политическая ситуация в стране.
- И вы совершенно не думаете о том, насколько искренни те,кто сейчас громко так
заговорили о роке, как о больном ребенке, нуждающемся в ласке ?
- Нет, я вполне отдаю себе отчет в этой суете. И не доверяю ей.
- А чему вы доверяете ?
- Не знаю... Есть люди, которым доверяю, и есть люди, которым я не доверяю.
Есть люди, в чьей искренности сомневаться не приходится, и есть люди, которые
мне кажутся нечестными. Допустим, тот, кто два-три года назад кричал, как это
ужасно, как это все омерзительно, какое это подонство и пошлятина, сейчас
кричит, какие они замечательные, наши рокеры, какие они молодцы и борцы за
правое дело...
- Вы себя ощущали когда-нибудь борцом за правое дело?
- Скорее, я просто занимался тем, что мне нравится, и к каким-то препятствиям,
которые приходилось преодолевать,относился философски. Потому что точно знал,
что ничем дурным я не занимаюсь. По большому счету все эти конфликты с роком на
меня не влияли. Они меня не заботят. Заботит отношение людей - в массе. И я бы
не согласился поменяться местами с... кого бы лучше вспомнить? Вобщем, с любым
представителем популярной эстрады.
- То, что произошло у нас в стране с рок-музыкой, как вы думаете,это
нормальный,тысячелетний конфликт поколений или нечто принципиально отличное?
- Конечно, в этом есть доля проблемы "отцов и детей", потому что
всегда получается так,что у власти стоят "отцы", то есть люди другого
поколения, которым непонятно и неблизко то, что волнует, тревожит, будоражит
"детей". И оии считают это не недоступным для себя, а неестественным,
быть может,ненормальным. В отличие от "детей", которые считают это
своим, считают своей культурой и так далее. Такой конфликт существует всегда и
везде. И даже на Западе всем группам, направлениям и течениям приходилось через
это проходить. А потом все новое всегда натыкается на сопротивление старого. Но
с нашим роком, конечно, сыграла свою роль и ситуация в стране, которую называют
периодом застоя. Это слово, хоть его уже затаскали, по сути своей очень точное
- застой. И оно говорит само за себя. Согласитесь, зто очень странно, когда
пишешь песни, в которых нет ничего крамольного, а воспринимаются они и как
крамола, и как мерзость. При том, что сам ты точно знаешь, что можешь собрать
многотысячный зал, - и люди придут, и будут слушать, и откликаться, и
переживать вместе с тобой. Но ведь, правда, странно - всерьез предполагать, что
в зал этот собираются тысячи подонков и мерзавцев ? А если почитать некоторые
газеты трехлетней давности, то так оно и складывалось в чьих-то недалеких умах
и еще преподносилось как истина в последней инстанции. Странно, когда ты
знаешь, что можешь работать, что ты живой, а тебя не замечают и делают вид, что
тебя в природе нет. А ты на самом деле просто другой, не такой, как все
привыкли, - не такой блестящий, переливающийся и радующий глаз. И за это тебя
исключают из поля зрения. Вот это,я думаю, в другой стране было бы невозможно.
Это, я думаю, характерно только для нас.