Вначале было слово. Точнее, сценарий. История без названия про человека по
имени Моро и девушку Дину, которую он пытался снять с иглы, за что и получил
удар ножом.
Рассказал
историю режиссер Рашид Нугманов. А главную роль, Моро, - человека в черном,
пришедшего ниоткуда и ушедшего в никуда, - сыграл Виктор Цой. Фильм назывался
«Игла». Было это пятнадцать лет назад. И это кажется странным, потому что
пятнадцать лет — это не так много, а кажется, прошла вечность. Странно, что
никогда до этого не было героев в черном, которые уходили куда-то, где падает
снег большими хлопьями. Странно, что существовала группа «Кино» и квартирные
концерты. Странно, что это первая и последняя большая роль в кино Цоя. Странно,
что это кинодебют Петра Мамонова, что он был тогда всего лишь «Звуки Му» и не
существовало ни «Такси-блюза», ни «Петра и Алексея». Странно, что все это уже
далекое прошлое. И странно, что Рашид Нугманов, который нацарапал на пленке
слово «Игла», теперь живет во Франции и кино не снимает.
Кадр первый.
Рашид Нугманов: «Мы с Виктором были оба против гибели героя в финале»
- Джоанна
Стингрей писала, что вы сняли «Иглу» случайно, по чужому сценарию. Фильм был
уже в запуске, но что-то случилось — и вам предложили его спасти...
- Джоанна все правильно толкует. Летом 1987 года, окончив 3-й курс ВГИКа, я
приехал на каникулы в Алма-Ату. К тому времени фильм «Игла» уже был в запуске
на «Казахфильме». Но худсовет отклонил кинопробы. Не убедили они худсовет. Вот
тут мне и предложили снимать. Не знаю, сколько в этом случайности, но репутацию
режиссера, «знакомого с материалом», я заработал благодаря фильму «Йя-Хха»,
который я снял весной 1986 года в Питере, с Цоем, Кинчевым, Майком Науменко и
БГ. Словом, «наркоманы» в полный рост. Сделать «Иглу» мне предложили за остаток
сметы и времени, на всю подготовку дали полтора месяца. Я был наглым и
согласился, но выдвинул три условия: в главных ролях — непрофессиональные
актеры, оператором будет мой родной брат (тоже студент 3-го курса) и за мной
вольная трактовка сценария. Худсовет подумал и согласился. И директора студии
убедил.
- А кому
принадлежал сценарий «Иглы»?
- Сценарий написали Александр Баранов и Бахыт Килибаев (которого позже страна
узнает по «Лёне Голубкову»). Сценарий мне, скажу откровенно, не понравился.
Слишком много диалогов, сплошная болтовня. И герой какой-то недоделанный,
погибает в арыке. И от сценария у меня осталась только общая канва: парень
приезжает в город и пытается снять с иглы свою бывшую подругу, за что получает
нож в живот. Все остальное — полная импровизация. На первом просмотре материала
Баранов настолько ужаснулся, что потребовал убрать свое имя из титров. Говорит:
«Не мой сценарий!» Я предложил ему выпить водки и поговорить. В конце концов
имя его из титров я не убрал, а он больше не настаивал.
- Кажется,
именно в «Игле» было произнесено слово «трахаться». Это было в сценарии?
- «Трахаться» — уже не помню, было или не было в сценарии. Дело в том, что
сценарий я прочитал только один раз, в самом начале. А на съемках не до чтения
было. Все словечки и фразы я вставлял прямо на съемках, по ходу дела
(некоторые, как монолог Мамонова в бассейне, уже после съемок на озвучке). А
актерам сценарий читать было не дозволено, да и где бы они его взяли? Баширова,
в его длинной сцене сумасшествия в заброшенном зоопарке, снятой одним куском, я
вообще заставил импровизировать. Он большой мастак в импровизации и выдал
шедевр, естественно. Цою же в лом было слова выдумывать. И все фразы Моро мне
самому пришлось сочинять. В казахском Госкино отреагировали с недоумением.
Вернее сказать, никак не отреагировали, потому что ничего не поняли: то ли это
любительская белиберда, то ли антисоветское хулиганство, то ли шедевр
«перестроечного кино». Перепихнули ответственность союзному Госкино. Как там
шли дебаты, не знаю. Не присутствовал ни на одном заседании.
- Вы сразу
предложили главную роль Цою?
— Цою я предложил главную роль еще за полтора года до этого. Правда, не знал, в
каком именно фильме. Сказал: «В следующем». Мы прикидывали, что к 1989 году я
окончу ВГИК и где-то там, может, в 1990-м получу большую постановку. А
случилось во как... ВГИК, кстати, я так и не окончил. После «Иглы» уже не до
учебы было.
- Вы
понимали, что присутствие Виктора гарантирует, что фильм тут же назовут
культовым и его посмотрит вся страна?
- Вы шутите? В 1987 году Виктор еще был в черных списках КГБ. В Москве,
например, ему запрещено было концерты играть. Свет вырубали и народ разгоняли.
То, что фильм назовут культовым, я не сомневался. А вот то, что его посмотрит
вся страна, никто не мог даже мечтать. Мы с ясной головой делали фильм на
полку, для себя. Без всяких компромиссов.
- А как вы
познакомились с Виктором?
- С Виктором меня познакомил Костя Кинчев. Вернее, не познакомил, а просто
стрелку забил по телефону и сказал типа нормальный парень. Виктор пришел. Все.
- Сергей
Соловьев говорил, что это вы познакомили с ним Цоя и он пригласил его в «Ассу»
и что вы с Виктором делали спектакль по «Отцам и детям»...
- Соловьев узнал о Викторе из фильма «Йя-Хха». Еще я Соловьева напичкал кассетами
БГ. Вот так он и припал на них. И потом случилась «Асса». А спектакль «Отцы и
дети» я делал, но Виктор никогда не репетировал в нем. Были планы поставить его
с Цоем. И Кинчева, кстати, я тоже хотел на классику подсадить. А Петра Мамонова
— в «Кроткую» Достоевского, у Анатолия Васильева. Васильев дал согласие
предоставить сцену своего театра. Если бы не съемки, возможно, осенью начали бы
репетиции. Но у Пети и без меня актерская судьба сложилась наилучшим образом. Я
горд, что дебютировал он в моем фильме.
- Возможно,
я ошибаюсь, но мне кажется, что Александр Баширов достался вам по наследству от
Соловьева...
- Да нет, это Соловьеву Баширов «по наследству» достался. Впервые я занял его в
моей постановке во ВГИКе, в 1984 году, на первом курсе. Саша учился на
параллельном режиссерском курсе у Таланкина. У меня он дебютировал в роли
алкаша, который пустые бутылки собирал. Соловьев просто влюбился в него с
первого взгляда. Потом Баширов еще в нескольких моих постановках сыграл и
привел Соловьева в такой экстаз, что стал его «фирменным» актером чуть ли не во
всех последующих фильмах. Но заслуга тут не моя, а, разумеется, самого Саши. Он
уникальный импровизатор.