- Это
правда, что во время съемок Цой жил в вашей семье и ваша мама кормила его
пирожками?
- Правда. Все месяцы он прожил у нас. Ни одной ночи в гостинице не провел. Как
я могу друга в гостиницу отправить? Я ведь в Питере тоже постоянно у них с
Марианной останавливался, на проспекте Ветеранов. То же самое с Башировым. А
вот Петя, наоборот, предпочитал обязательно в гостинице ночевать, хотя
бардачили до утра.
- Съемки
проходили в Казахстане. А где именно?
- Первый кадр фильма, где Виктор идет по узкому переулку и прикуривает
сигарету, снят в Москве. Переулок этот выходит на площадь Пушкина, не помню,
как называется. Все остальное снято в Алма-Ате и на Аральском море. Начали
снимать в октябре и закончили в декабре. А последнюю сцену, со снегом и ножом в
живот, досняли в январе, когда уже монтаж начали. Мы несколько недель ждали,
пока настоящий снег пойдет, крупными хлопьями, как бывает в Алма-Ате, и причем
ночью. По-другому я снимать эту сцену отказывался. Больше всего на свете люблю
ночной снег крупными хлопьями в Алма-Ате. И чтобы на улице никого не было. Вот
такой бзик.
- А кто
играл подругу героя Цоя — Дину?
- Бывшую подругу Цоя играла бывшая подруга Каспаряна, Марина Смирнова. Она не
актриса. В «Игле» вообще профессиональных актеров нет, как нет их ни в одном из
моих фильмов. Где Марина сейчас, не знаю. В Питере, наверное. Видел ее в
последний раз в Москве лет десять назад.
- На титрах
звучит «Группа крови». Это было предложение Виктора?
- Виктор был композитором фильма, и выбирать песни я предоставил ему. «Группу
крови» он написал еще до съемок, а «Звезду по имени Солнце» — во время съемок,
на моей гитаре подобрал. Как и несколько других песен, которые потом на
одноименном альбоме вышли.
- Почему вы
в эпиграфе к фильму написали: «Советскому телевидению посвящается»?
- Из чувства благодарности. Дело в том, что на «Казахфильме» небогатая библиотека
шумов. А для меня звук в фильме не менее важен, чем изображение. Равно как и
для главного звукооператора фильма Сергея Влазнева. И вот мы с ним решили
пополнить наш арсенал из той библиотеки, которая всегда под рукой, — из
телевизора. Андрей просто записал на магнитофон десятки часов всяких программ,
все подряд, что ни попадя. А потом мы оттуда взяли все, что нам нужно. К тому
же я еще и несколько кадриков из телевидения в фильме использовал — в эпизодах
сна Цоя. Вот в благодарность за все это и поставил титр.
- В финале
вы сделали нарезку из моментов, которых в картине нет. Этого из русских
режиссеров никто не делал...
- Не знаю. Не видел раньше такого. Я, кстати, и рекламный ролик сделал
совершенно хулиганский — исключительно из кадров, которых в фильме нет. И все
это под песню, которой тоже в фильме нет, - быстрая версия «Последнего героя».
Некоторые потом звонили и спрашивали: а чего это фильм совсем другой, нежели
ролик?» — «Так чтоб вам же интереснее было», — отвечал я.
- Долго
мучались с названием картины?
- Мучился недолго. Подумывал назвать «Последний герой», Виктору это название
было по душе. Еще был вариант — «Полет черного солдата», Мамонов одобрял. Но
«Игла» привлекала простотой. К тому же я много там нацарапал иглой прямо на
пленке, включая название фильма. Подумал: ну пусть уж будет «Игла».
- Помните,
как проходила премьера?
- Премьера состоялась в Доме кино в Алма-Ате. Публика сломала стеклянные двери,
чтобы попасть внутрь. Сидели во всех проходах, но мест все равно не хватило.
Пришлось открыть малый зал и параллельно показывать там, перетаскивая
прокрученные ролики из главного зала. И так четыре сеанса вместо
запланированного одного. Мы не стали дожидаться конца, всей съемочной группой
пошли сначала в ресторан, а потом ко мне домой. Было огромное количество
букетов. Мы к утру оборвали все лепесточки и усыпали ими квартиру,
сантиметровым слоем. Ходили как по благоухающему парку.
- Фильм
легко выпустили на экран?
- Фильм я сдал в мае 1988 года, и в чиновничьих перипетиях не участвовал.
Руководство «Казахфильма» как-то робко попросило убрать из негатива титр
«Советскому телевидению посвящается», ссылаясь на Москву. Я отказался. А в 1988
году уже пошла вовсю гласность и запрещать что-то стало опаснее, чем разрешать.
Тем временем фильм стали приглашать на фестивали. Начался ажиотаж вокруг него.
Я стал ездить по всей стране с личной копией. Выступал в кинотеатрах. Заработал
кучу денег и скандалов. Все показы на аншлагах, иногда с драками и выломанными
дверями. Некоторые фанаты по вентиляционным люкам в кинотеатры вползали, как в
Свердловске. Вот тогда я понял, что фильм будет ломовым. А к началу 1989 года
Госкино приняло фильм к прокату по первой категории. Это означало тысячу копий
и одновременную премьеру по всему Союзу, от Риги до Владивостока. Говорят, не
последнюю роль в этом решении Госкино сыграл Кирилл Разлогов. Целый год потом
фильм шел в кинотеатрах, я просто не мог поверить своим глазам.
- «Игла»
стала самым кассовым фильмом года, а Цоя журнал «Советский экран» назвал
актером года. Вы ожидали такого?
- Нет. Мы просто жили и делали то, что считали нужным, стараясь делать это
наилучшим образом. Реакция на успех была такая, положительная. Приятно, когда
твой труд ценят. Хуже, когда в лицо признают. Виктору слава нравилась, но уюта
меньше стало. Последней слякотной зимой он даже грустно признался мне: «На
улицу выходить не хочется. Какой-нибудь ублюдок запросто подскочит и даст
дубиной по голове».
- Вы сейчас живете во Франции. Года три назад в
газетах писали, что вы покинули Казахстан по политическим причинам.
Прокомментируйте ситуацию. Приезжаете ли вы в Москву и как развивается ваша
режиссерская карьера? Существует ли возможность, что вы будете сотрудничать с
российскими кинематографистами?
- Из Казахстана я уехал в 1992 году, и вовсе не по политическим причинам.
Влюбился в свою будущую жену и уехал. Так что причины романтические. А
политикой я действительно занимаюсь, причем серьезно. Это то, что заполняет все
мои дни. Я член политсовета широкого оппозиционного движения «Демократический
выбор Казахстана», лидер которого Галымжан Жакиянов сидит в тюрьме. Сегодняшний
казахстанский режим - старая совковая закваска, настоянная на лжи и лицемерии и
помноженная на режим личной власти бывшего карьерного аппаратчика, который в
одну ночь поменял коммунистические лозунги на демократические и заделался
«пожизненным президентом». Живя за границей, все это особенно остро видишь и
переживаешь. Я просто не смог остаться в стороне. А в награду получил уголовное
дело по «финансированию преступных группировок» в Казахстане. Видимо, 82-летняя
мама, кормившая когда-то пирожками Виктора Цоя, является крупным криминальным
авторитетом, ведь это единственный человек, которого я когда-либо финансировал.
Вообще, в одном интервью на ваш вопрос не ответить. Это огромный пласт жизни.
Кому интересно, приглашаю заглянуть на мой сайт КУБ - Клуб Универсальной
Безопасности (www.kub.kz), — там все найдете.