Сейчас, когда все альбомы Кино переизданы, легко проследить развитие группы от
полулюбительского акустического дуэта до самой популярной рок-группы страны,
выступавшей на стадионах и до сих пор имеющей миллионы поклонников. Сам Цой
стал первой и, пожалуй, единственной российской рок-звездой в общемировом
понимании. Во многом это было связано с его участием в двух самых известных
фильмах перестроечных времен "АССА" и "Игла". Там он
предстал именно в этой роли - героической и бескомпромиссной.
Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года. Его смерть превратила его в
неизбывного героя типа того, каким для западного мира стал Джеймс Дин.
Подростки, никогда не видевшие Цоя живьем - в лучшем случае по телевизору или
на видео - воображают, что Кино лучше всех отобразило их образ мысли, жизненные
позиции. Его могила до сих пор является местом паломничества.
Романтический образ Цоя стал символом молодого поколения 80-х, считавшего, что
"все в наших руках". Цой старательно поддерживал этот имидж,
дистанцируясь от журналистского истеблишмента. Замкнутый и немногословный, он
стал воплощением ленинградского рока, который, в отличие от московского, делали
герои, а не шуты (собственное определение Цоя).
Цой являлся представителем третьего поколения отечественных рок-музыкантов, он
в большей степени сформировался под влиянием Аквариума и Зоопарка и собственных
представлений о британской модной музыке, смешав поп-музыку "новых
романтиков" (Duran Duran были одной из любимых групп музыкантов Кино) и
инди в духе The Smiths и The Cure.
Но началось все в 1981 году, когда Цой, в ту пору студент художественного
училища, начал играть свои песни в компании друзей - подпольных музыкантов.
Акустические и лишенные претензий песни Цоя звучали особенно свежо на фоне
тогдашнего отечественного рока, изобиловавшего метафорами в духе помпезных
70-х.
Динамичные на концертах, Кино в записи (за исключением первого альбома)
пытались соответствовать модным веяниям, поэтому сейчас по переизданным
альбомам сложно понять то, чем были Кино для 80-х. И тем не менее, каждая песня
Цоя подкупала своей простой силой и в каждом альбоме песни, которые были
актуальны и тогда, и сейчас, и их будут слушать еще многие годы.
Концертная магия Кино привлекла в ряды поклонников группы многочисленных любителей
поп-музыки, требующих от Цоя новых поп-движений: хитов, поз, видеоклипов (все
были неудачные), новый менеджер беспощадно эксплуатировал творчество группы,
организовывая бесчисленные гастроли по провинции. Группа, легко приняв правила
игры шоу-бизнеса, теряла свой творческий потенциал, однако становилась все
более популярной.
Последнее время Кино - главную группу страны - уже по инерции воспринимали как
поп-группу в духе непонятно почему необычайно популярных в России Depeche Mode,
за модной стилистикой музыки Кино и на 10% не понимая внутреннего содержания
лирики Цоя.
Интерес к Кино носит также и культовый характер. Обаяние личности Цоя, его
огромный музыкальный потенциал, его силу лаконичной подачи, когда в двух-трех
фразах он мог сформулировать абсолютно четкую концепцию, привлекают и новых
поклонников. Кажется, Цой и на самом деле был последним героем, последним
рок-музыкантом, которому верили до конца.