Четыре концерта из вышеупомянутых 56-ти группа отыграла на Западе. В январе - в
Дании, где "Кино" приняло участие в концерте в фонд пострадавших в
Армении (Цой - человек не сентиментальный и политически неподкупный, но в одном
из интервью так ответил на вопрос - какое событие в жизни общества вас особенно
взволновало? - "Землетрясение в Армении: оно подвело нас к черте, стоя на
которой рождается мысль о невозможности жить по-прежнему. Это был предел,
призывающий исправлять то, что наворочено за всю историю. А иначе... Я не знаю,
что может случиться..."). В апреле ребята сыграли два концерта в Париже в
рамках фестиваля советского рока вместе с "Аукционом", "Звуками
Му", в сентябре выступили в Италии в аналогичной рок-тусовке вместе со
множеством других наших команд.
Четыре концерта, вто время как куда менее известные рок-команды России бороздят
просторы Вселенной, - прямо скажем, не густо. Да и вышеназванные выступления
прошли в обстановке, ничем не напоминающей прием всенародных героев на
российской земле. Пожалуй, только копенгагенским концертом сами ребята остались
довольны: была проведена грамотная рекламная работа. Статьи в прессе, интервью
на радио, съемки на датском ТВ (представляете, прилетают "киношники"
в Данию, едут на фирменном такси, а в радиоприемнике слышат свой хит
"Спокойная ночь"). Во Франции тут же была сделана пластинка
"Кино" (музыканты специально записали в Союзе сборник своих хитов и
привезли фонограмму в Париж), которая вышла тиражом не то тысячу, не то две
экземпляров, но разошлась хорошо.
А в остальном... Что говорить, группа на западном рынке уступала "Звукам
Му", Аукциону" в зрелищности, в приеме, и хотя такой отрезвляющий душ
после пылких объятий советских фанов сам по себе тоже полезен, но все-таки
продолжать эти западные вылазки Цой не слишком спешит. Да, есть на то причины
объективные: в песнях "Кино" - главное тексты, музыка - куда ближе к
русскому романсу, чем к западному рок-стандарту, а шоу у группы принципиально
отсутствует, но все- таки, можно было найти какие-то хитроумные варианты. Ну,
например, подготовить программу на английском языке, благо Цой, не говоря уж о
Каспаряне, этим международным языком владеет отлично (в Дании Виктор давал
интервью исключительно на "инглиш"). Или устроить обменный тур с
какой-то западной группой: взять ее к себе в первое отделение и прокатить с
триумфом по России, а затем попросить ответных "радостей" где-то
"за бугром"...
Но Цой на такие варианты не идет. Он вообще-то всегда начеку ("Следи за
собой, будь осторожен!"), а в отношении заграницы - особенно. Да, другие
выезжают чаще, но будем откровенны и расскажем наконец читателю правду - как
они там живут-поживают. Практически без гонораров, на нищенские суточные,
непонятно в каких гостиницах, экономя каждый цент или пфеннинг, чтобы наскрести
на видеокассету, двухкассетник, видеоплейер, а дома, выгодно продав все это,
"оправдать поездку". Такова реальность: не нравится - сиди дома! Цой
- один из немногих, у кого хватает сил не ехать при каждом удобном и неудобном
случае, а если уж ехать, то тратить гонорары на фирменные сигареты, бары,
концерты, а не голодать из жадности...
Помню, спросил его полтора года назад:
- Почему вы избегаете заграницы?
И услышал:
- Не хочется терять свое достоинство. Чем ехать на таких кабальных условиях в
роли бедного советского артиста, лучше не ехать вообще... А путешествовать
можно и туристом, благо друзей у нас по всему свету хватает. Он и теперь гнет
ту же линию...