- Вообще-то
я не создавал ничего, просто старался быть естественным.
- В "Acce" и "Роке", допустим, вы были собой -
рок-музыкантом. В "Игле" - актерская работа. И все же сложилось
впечатление, что роль написана именно для вас, вы играли почти себя.
- В какой-то степени так оно и было. И все же я позволил себе некоторые
эксперименты. Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама. Я в жизни вряд ли
повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит от реального персонажа,
фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я как ходил по улице, так и
входил в кадр. Фильм снимал мой приятель Рашид Нугманов. Он позвонил мне и
предложил эту работу. У нас был, конечно, первоначальный литературный сценарий,
потом Рашид написал режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов
от оригинала не осталось почти ничего.
- Вы собираетесь еще сниматься в кино ?
- В принципе мне было бы интересно, но это не от меня зависит.У меня свои идеи
относительно кинематографа, а у режиссера, как правило, свои.После этих фильмов
мне много предлагали сниматься, но там я должен был действовать как
профессиональный актер, носить какой-то костюм, произносить реплики,
полагающиеся по сценарию... Мне это неинтересно.
- В фильме "Рок" вы сказали примерно так: я не знаю, чем буду
заниматься завтра, но сегодня для меня рок - это то, ради чего я пожертвовал бы
всем. Некоторые первую часть этого высказывания посчитали изменой...
- Изменой ? Я просто был честен. Ведь может наступить момент, когда я
почувствую, что мне остается только повторяться. Я перестану этим заниматься и
считаю, что это не предательство, а, наоборот, честный уход со сцены.
- Может ли материальная сторона жизни рок-музыканта влиять на его творческое
кредо ?
- Это зависит от человека. Есть люди, которым необходимо жить в хорошей
квартире, иметь машину, дачу и так далее...
- У вас это есть ?
- У меня нет... И один готов ради этого идти на компромисс, а другой - нет.
Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я думал о деньгах.
Тогда было понятно, что, кроме неприятностей (причем самых серьезных), за это
ничего не получишь. Мы были значительно беднее, чем могли бы быть, работая на
каких-то работах... И все время сталкивались с гонениями, были люди с совершенно
испорченной репутацией.
- Почему в ваших песнях так много "ночи, дождя, осени, падающих
звезд" ?
- Не знаю... Это из области анализа творчества, а я им не занимаюсь.
- В "Советской культуре в статье "Лики русского рока" было
сказано: "Мир Цоя - братство одиночек, сплоченное отсутствием
выхода"...
- Это братство одиночек, но не сплоченное отсутствием выхода. Выход реальный
существует... Ну, об этом долго можно рассказывать.
- Отражаются ли как-то на вашем творчестве перемены в общественной жизни ?
- А как они могут отражаться ? Я же не певец социального протеста, не пишу
песен "на злобу дня".
- Вы поете: "Я один, но это не значит, что я одинок". Вы
действительно никогда не ощущаете одиночества ?
- Ну почему... Эта песня о конкретном состоянии, там нет жизненной программы.
- Вы противоречивый человек ?
- Нет, я совершенно монолитный.
- Во времена "подпольного" рока постоянные гонения на рок-музыкантов
заставляли их быть героями.Теперь времена изменились, героизма вроде уже и не
требуется. Что же дальше ? ..