***
«Но если есть в кармане пачка сигарет Значит все не так уж плохо на сегодняшний
день»
Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает своей глубиной, ясностью и
лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах философии, эстетики и истории
литературы.
Наличие в кармане некоторого количества табачных изделий становится поворотным
пунктом в мироощущении Цоевского лирического героя, и дает повод для
оптимистического восприятия действительности. И хотя из песни становится ясным,
что в немалой степени этому способствует проездной документ на самолет
(находящийся, очевидно, в этом же кармане), все же доминирующим фактором
является именно пачка сигарет - не случайно именно этот образ вынесен в
заглавие всей песни. Лирический герой Цоя архетипичен и берет свою родословную
из довольно скучной и известной всем из школьной программы галереи «ненужных
людей» XIX века - Печориных, Чацких и Онегиных. «Последний Герой» Цоя - (В
чем-то - воплощенный образ самого Виктора, о чем мы еще будем говорить) -
своего рода Байроническая личность, загадочная и отчужденная, прежде всего
потому, что нам непонятна природа его рефлексий: она скрыта глубоко внутри,
может быть в прошлом этого персонажа. Мы можем лишь смутно догадываться, по
каким именно дорогам ходил персонаж в начале песни «пачка сигарет» («Я ходил по
всем дорогам…»); непонятно и направление его движения («и туда, и сюда»), и
полной неясностью покрыта неспособность героя различить оставленные им (либо
кем-либо другим) следы («Обернулся - и не смог разглядеть следы»).
Невозможность отследить, увидеть точку бифуркации собственных мыслей и чувств
рождает у героя смутное, но стабильное предчувствие скорых событий явно
деструктивного характера, усугубляющееся отсутствием музыки, игравшей,
очевидно, немаловажную роль в становлении его как личности («А без музыки и на миру
смерть не красна»).
Жестоким приговором окружающему миру, обществу потребления, звучат первые
строки куплета («И никто не хотел быть виноватым без вина/И никто не хотел
руками жар загребать») - и хотя обвинение это не персонифицировано, мы
понимаем, что именно нежелание «загребать руками жар» и «быть виноватым без
вина» более всего удручает лирического героя. Реминисценция из жизни самого
Виктора (работавшего долгое время в котельной, и в каком-то смысле загребавшего
руками жар), позволяет нам говорить об общности переживаний Виктора и его
героя.
Интересно отметить, что в образной структуре «пачки» не оказалось места для
таких важных элементов Цоевской поэтики, как звезды и кровь, (см. « Звезда по
имени солнце» и «Группа Крови»). Означало ли это, что Виктор отступил от
намеченных художественных принципов и пытался найти новые элементы для
обогащения своего образного языка и стиля? Очевидно, на тот момент - да. Трудно
сказать, что именно толкнуло его на этот путь: возможно, это был утонченный
психоделизм PINK FLOYD, или откровенный сюрреализм полотен Дали и Рене Магритта
- во всяком случае, поиск образов вне традиционной семантики, в русле более
«психоделическом» уже намечен, вершина, которую необходимо покорить, уже видна,
и с этой вершины уже виднеется широкое брезентовое поле, которое Виктору
предстоит засеять аллюминиевыми огурцами.
***
Переслушивая записи «Кино» невольно вспоминаешь фразу из «Моцарта и Сальери» -
«Когда бы все так чувствовать могли/Силу гармонии. Но нет, тогда никто не стал
бы/ Заботиться о нуждах низкой жизни/Все предались бы вольному искусству…».
Отрадно думать, что предсказание великого композитора сбылось, и в нашей стране
появляется все больше и больше людей, следующих его совету. Важно понимать,
какую значительную роль в этом процессе играет именно творчество Виктора Цоя.
Подкупающей внешней простотой оно вводит все больше и больше наших юных
соотечественников в мир подлинной Музыки и Поэзии, для которых «Пачка сигарет»
и «Звезда по имени Солнце» становятся доминирующими факторами в формировании
эстетических и философских воззрений на действительность.