продолжение......
Кино - это
всегда приключение, которое всегда кончается. И всегда начинается заново - с
каждым новым сеансом. Цой опять и опять начинал заново - новые песни, которые
невозможно было издать, новые записи, которые совершались в квартире
звукорежиссера-самоучки Алексея Вишни, новые концерты, во время которых, как
всегда, ломалась аппаратура. ("Там что-то сломалось!" - звучит голос
Цоя с пленки, сохранившей запись концерта 1986 года. Из зала ему что-то кричат
в ответ. "Чего нет?" - спрашивает он. "А, голоса, говорят, не
слышно!"). В этой беспрерывной, захватывающей, увлекательной работе -
подводное плавание, движение против течения жизни! - возникала аура группы,
рождался ее миф. Это был миф о немногословной, одетой в черное четверке, о
парнях, которые курят глубокими затяжками, о нервном узкоглазом поэте, который,
как и подобает герою, всегда уходит в ночь. Цой, рок-подпольщик, знал, что
музыка, которую он делает, изначально обречена на техническое несовершенство.
Он, много слушавший западные рок-группы, отлично знавший музыку "The
Beatles", прекрасно осознавал разницу между самодельной студией Андрея
Тропилло в Доме юного техника и оснащенной по последнему слову техники студией
на лондонской улочке Abbey road. Но это не могло остановить его и, по большому
счету, ничего не меняло. В его голосе, когда он пел перед танцующим, кричащим,
ревущим залом "Хочу перемен", был удивительный невероятный напор.
Даже полное отсутствие аппаратуры не останавливало его в жизненном движении. Он
давал акустические концерты, пел под гитару. "Нам за честность могут
простить практически все, - сказал Цой однажды, во времена, когда у него уже
стали брать интервью. - Но когда пропадает честность - уже ничего не
прощают". Он имел в виду здесь не только собственное право говорить о
советской действительности то, что он хочет, - но и честность другого рода.
Азбучную истину рока кочегар Цой понимал хорошо. Если ты - последний герой -
хочешь, чтобы люди верили в твое кино, ты должен не понарошку жить в нем и
умереть всерьез. Нелепо писать размеренную, выверенную по датам биографию Цоя -
человека, который, уйдя, как бы и не ушел, а затерялся в толпе и стал всеобщим
знакомым. С дешевых цветных постеров, висящих то в заляпанных маслом гаражах
полуподпольного автосервиса, то в торгующих кассетами и компактами ларьках,
глядят его узкие мечтательные глаза. Да и не было у него биографии в
общепринятом смысле слова, - какая, к черту, разница, что там записано у него в
трудовой книжке? Поэт Цой не приемлет обыденности - серые рутинные дни вызывают
у него тоску. Эта тоска рассеяна в сыром воздухе северной столицы, ею пропитаны
стены домов и ею пахнут проходные дворы. Это тоска времени, которому некуда
течь, и оттого оно загустело в болото; тоска подневольной жизни, когда каждый
день надо по заведенному распорядку тащиться в постылые места учебы или работы.
Это тоска ранних уходов из дома, когда от недосыпа трещит голова ("Я вчера
слишком поздно лег, слишком рано встал"), тоска вечных пригородных
электричек, везущих спресованных в вагонах людей. ("Электричка везет меня
туда, куда я не хочу"). И это яростное, сжатое в пружину,
кристаллизовавшееся в готовый бабахнуть динамит желание побега - желание,
которое всегда придавало вкус рок-музыке, где бы она ни возникала. Музыка
"Кино" настояна на желании перемен. В конце восьмидесятых, когда
ледник сдвинулся, оказалось, что огромная страна движется навстречу переменам
именно под песни Цоя, звучащие с каждого кассетника. В конце восьмидесятых Цой
и "Кино", вышедшие из подполья на арены стадионов, обрели законченную
четкость облика и точность звука. Проработанному и отточенному звуку песен Цоя
соответствовала сдержанная напряженность его позы. Он стоял у микрофона, широко
расставив ноги, с гитарой наперевес, с чуть откинутой назад головой. Мимика его
лица - выдвинутая вперед челюсть, выпяченная нижняя губа - говорила о волевом
напоре. В движениях головы - рывок головы влево и вверх завершал песню - было
больше динамики, чем в хаотических скачках и прыжках иных музыкантов; и черный
цвет одежды, на котором в конце концов остановился Цой, точно соответствовал
облику последнего героя. В отличие от Башлачева, срывавшего в крике горло на
концертах и кончившего жизнь прыжком из окна, в отличие от Науменко, жившего с
полным пренебрежением к самому себе в рок-н-ролльно-алкогольном дурмане, Цой
был человеком уравновешенным и смерти не искал. Его жена Марианна говорит о
нем, что он был человек осторожный и "ходил по жизни на мягких кошачьих
лапах". Но прозрения у него были удивительные. "Мне нельзя больше
ждать", - эти вполне неожиданные слова спел он в одной из своих песен задолго
до того дня, как его автомобиль - синий пролетарский "Москвич-2141" -
врезался в рейсовый "Икарус" на шоссе Слока-Талсы. "Мне нельзя
больше ждать, я могу умереть". В другой песне он перебирает возможные виды
смерти - авиакатастрофа, война, эпидемия, снежный буран, "космоса черные
дыры", ошибка хирурга, - но до той, что ему предстояла, так и не
добирается. И тяжелым, мощным рефреном поет он слова, поет так, как будто хочет
переубедить себя и заговорить судьбу: "Следи за собой! Будь осторожен!"
(В своей обычной манере он "о" поет открыто, так что звучит как
"а": "Следи за сабой!"). Времена меняются, - прозорливо
заметил как-то в одной из своих песен Боб Дилан. Уже нет Советского Союза, нет
того, от чего Цой бежал на социальное дно, в свою веселую кочегарку, нет группы
"Кино", и совсем другие команды играют на авансцене. Время
рок-подполья окончательно ушло в прошлое, и герои благополучно перестали быть
героями. Их съело время. Макаревич превратился в живую рекламную тумбу фирмы
"Партия", песни Б.Г. напоминают шутки Энди Уорхола, морочившего
публике головы заумью. Но Цой не изменился, он остался тем, кем был, -
неоромантиком, последним героем, кочегаром кино. Миф о нем стал возникать на
следущий день после его смерти. Миф этот отпечатался на грубой штукатурке
домов, на сероватых бетонных заборах, где с помощью баллончика с краской
выведено краткое, как лозунг: "Виктор Цой жив!" Это миф о рокере в
черном, взлетевшим на небо на своем покореженном, всмятку разбитом автомобиле,
миф о поэте, который, несмотря на смерть (или благодаря смерти?), все равно
остался здесь.
(C) Алексей Поликовский