...Витя
садился и, не отрываясь, пересматривал все фильмы с Брюсом Ли, какие только в
тот момент оказывались в доме. А "Войти в дракона" - главный
брюсовский фильм - смотрел как минимум раз пятнадцать". На стене у Виктора
висели нунчаки. БГ за нунчаки сразу схватился, порадовался любимому оружию, и
Виктор показал, что он с ними делает. Получалось у него это здорово. То ли
сказалась восточная кровь, то ли что-то другое, но это производило блестящее
впечатление - почти Брюс Ли! Б.Г. тогда еще подумал: "...будь я, скажем,
разбойником, то, встретив такого человека на улице, я бы подумал - приставать к
нему или нет - настолько это было впечатляюще". Так под Брюса Ли и нунчаки
они все и выпили.
Возможно,
что интерес Цоя к Брюсу Ли, как признанному мастеру восточных единоборств,
проявился еще и потому, что сам-то он драться не любил и стычек - как мог
избегал. Из интервью Максима Пашкова:
- Витя, физически
крепкий, рослый, мог себя защитить?
- Он избегал
этого. На ноги больше рассчитывал. Неохота что-то сочинять, но он в
тинэйджерстве не производил впечатление супермена. Однажды, помню, какой-то тип
Рыбе (Алексей Рыбин - музыкант первого состава группы "Кино")
нунчаками голову пробил, так Витьку как ветром сдуло. Я же обидчика кирпичом
отогнал. Когда страсти улеглись, Витькино исчезновение всех развеселило:
"А Цой-то где? Нету!"
Обыскались. Потом я догадался позвонить: он уже был дома.
Какие еще
были у Цоя пристрастия, кроме увлечений искусством и Востоком? Андрей Панов
рассказывает: "У Цоя, кстати,
были хорошие склонности к пародированию. Он неплохо пародировал советских
исполнителей - жесты, манеры... Особенно он любил Боярского. И Брюса Ли, но это
уже потом. А с Боярским было заметно очень. Он ходил в театры, знал весь его
репертуар, все его песни. Ему очень нравилась его прическа, его черный бонлон,
его стиль. Цой говорил: "Это мой цвет, это мой стиль". И
действительно, знал и исполнял репертуар Боярского очень неплохо. Впрочем, у
такого человека нетрудно спеть все, что угодно, так что ничего
удивительного". Цой с уважением относился к Розенбауму. Не было особой
любви к "ДДТ" и Шевчуку, но тем не менее он говорил,
что группа интересная, и она о себе еще заявит. Так оно и случилось. Очень
хорошо относился к Макаревичу и Бутусову.
Про Вячеслава Бутусова однажды Цой сказал, что человек, который
написал "Я хочу быть с тобой", уже за одну эту песню заслуживает
уважения. В разговоре, если ему что-то нравилось, свои эмоции и восхищение
старался всегда сдерживать.
Например,
никогда не говорил: "Я люблю эту музыку, этого музыканта". Говорил
просто так: "Нормальная группа. Нормальная песня" и все...
А вообще,
какую музыку любил слушать Виктор, и какие были у него музыкальные пристрастия?
Когда Виктор
только начинал играть на гитаре, он увлекался тяжелым роком. Максим Пашков
вспоминает: "Когда мы немного научились играть, у нас появился первый
фетиш "Black Sabath". Ну,
мы и стали играть такую жуткую тяжелятину - втроем!"
"...Интереснее
всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас же доходит чаще всего музыка
"продающаяся", музыка для танцев. Уши привыкают к стандартам. А у
независимых фирм небольшим тиражом выходят пластинки групп, не ориентирующихся
на стандарты. Нам это ближе", - говорил Виктор в 1984 году (интервью
газете "Политехник" из Ленинграда).
Три его
любимые зарубежные группы в то время - "Кокто Твинз", "Кьюэ",
"Ю-Ту". Еще он с интересом
слушал "Дюран Дюран".
Однако уже в 88-м году в разговоре с корреспондентом музыкального журнала
"РИО", отвечая на вопрос:
"Что из западной музыки ты сейчас слушаешь?" - Цой дал понять, что его вкусы за эти годы изменились:
"Исключительно развлекательную музыку. Раньше, до последнего времени,
слушал независимые группы. Они все очень мрачные, занудные такие. Пластинки у
них выходили очень малыми тиражами. Но, как показала практика, независимость
группы не всегда следствие ее хорошего качества. Не знаю, на самом деле я не
вижу сейчас ничего особенно интересного в западной музыке. Ни одной новой
интересной группы назвать не могу".
Рашид
Нугманов: "...в последнее время стала открываться новая сторона его
натуры, его крови. Он принял и почувствовал восточную культуру. Хотя,
разумеется, он и раньше очень много читал и любил японскую поэзию. Но одно дело
- поэзия, а совсем другое - реальная жизнь. У нас никогда не было никаких разговоров
о том, что нам нужен тот в или иной образ жизни - западный или восточный. Но я
чувствовал, как его притягивал Восток. Собственно, Америка его так и не
очаровала. А Япония его влекла со страшной силой".
Юрий
Белишкин вспоминает, что Виктор особенно любил восточную кухню. В Москве они
ходили в китайский ресторанчик, недалеко от Ленинградского вокзала, были в
таких же ресторанчиках в Алма-Ате, в Сочи. Цой там даже палочки для еды взял и
мастерски ими пользовался, хотя с непривычки это довольно тяжело. Тяга к
Востоку у него во всем чувствовалась. Он уже тогда думал о возможных проектах с
Японией, Китаем, Кореей.
В Америке,
по словам Джоанны Стингрей, Цою тоже
очень понравилось. Да, между этими странами много различий: Япония - не
Америка; там древняя национальная культура, причем весьма своеобразная, которая
развивалась многие века практически изолированно от всего остального мира. Но
было кое-что общее для этих стран - высокий уровень жизни. Там люди жили
свободно и богато (не все, конечно).
Как же Цой относился
к деньгам и богатству, когда стал немало зарабатывать? Константин Кинчев
утверждает, что в последнее время его деньги очень интересовали...
Юрий
Белишкин вспоминает, что обмануть Виктора, провести его на "мякине",
было очень трудно. Он хорошо знал, сколько стоит его концерт и не шел на
коммерческие уступки. В то же время и не старался зашибить шальные деньги.
Всегда интересовался: полон ли зал? Если бы узнал, что билеты идут неважно и
половина зала пустует, снял бы концерты. Если "Кино" предлагали
десять концертов, Белишкин и Виктор соглашались только на пять, если просили
четыре - давали два. Цой
категорически отказывался от сборных концертов, даже когда предлагали те же
деньги за пару песен. Пусть будет меньше, но за сольные концерты. Многие им предлагали:
давайте, мол, по три концерта в день, можно под фонограмму, так все работают...
Директор
"Кино" далее вспоминает: "Под Новый год он вдруг всем нам принес
подарки. Мне подарил портмоне. В Тагиле, когда я обмолвился, что у меня день
рожденья, тут же откуда-то вытащил английский одеколон".