Веселиться у
нас всегда умели - по случаю и без него. Все обещанное организаторы и Московский
Дворец молодежи выполнили: был и фильм, и по бокалу шампанского на брата, и
сорокаминутная очередь за пластинками, и торжественно объявленные Айзеншписом
танцульки. И всего за 150 руб. Но почему-то без звезд.
А звезды тем
временем в компании с журналистами и прочими гостями, заглянув на
пресс-конференцию с гитаристом "Кино"
Юрием Каспаряном и тем же Айзеншписом, имели честь присутствовать на банкете с
икрой и шампанским (естественно, в гораздо больших количествах). После
окончившегося за полночь банкета они были развезены по домам на поданых к
подъезду такси. Наверное, за те полтораста рублей, что были собраны с каждого
из "простых" зрителей.
Говорят, МарианнаЦой выразила свое отношение к "приему" всего двумя
словами - "Москва" (имея в виду, вероятно, балаганно-попсовый оттенок
большинства столичных мероприятий) и еще одним, непечатным.
Алексей
Учитель: "Только Виктор чувствовал эту взаимозависимость, эту грань между
жизнью и смертью во много раз острее. Мне кажется, он предвидел свою судьбу и
готовил себя к ней. Я вообще не могу отделаться от ощущения, что есть в Цое
нечто шаманское, потустороннее. Причем это ощущение появилось у меня задолго до
трагедии. Еще на "живых" концертах я чувствовал этот гипнотизм. С
такой концентрацией мифов и легенд вокруг одного человека я тоже никогда раньше
не сталкивался".
Действительно,
после его смерти среди фанатов стало популярным увлечение экстрасенсами,
колдунами и космическим разумом. Поклонники Цоя просто стали его причислять к
лику святых. На похороны Виктора в его родном Ленинграде пришли, приехали,
прилетели - со всех концов Союза! - тысячи парней и девушек с цветами, свечами,
его портретами; пришли и ждали Его тело на Богословском кладбище всю ночь,
несмотря на милицию и омоновцев, а в Москве на одной из прилегающих к Арбату
улиц возникла живая, трагическая в своем бессилии и любви, стена памяти Виктора Цоя.
Тот же
Алексей Учитель, например, говорит: "Возможно, я согласился бы с этим,
если бы речь шла только о его фанатах. Но я, например, человек рациональный. С
духами не общаюсь и склонности к медитированию не имею. Но уж слишком много
вокруг Цоя происходит такого, что не
поддается более или менее внятному объяснению. Когда в годовщину его гибели я
приехал на кладбище, меня поразило то, что я увидел у могилы. Несколько сотен
человек на коленях - в полном безмолвии! Часами!".
Или эти
девочки, которые жили на кладбище. Сначала рядом с могилой поставили палатку.
Потом, когда стало очень холодно, добились разрешения жить в кладбищенском
туалете. У них не было своей жизни - была только его смерть. Конечно, проще
всего сказать: ненормальные. Таких, кстати, рядом с Цоем всегда хватало. Но большинство молодых людей, побывавших у
могилы Цоя, никак нельзя назвать
сумасшедшими. У них умные, добрые глаза. Их тревожили и тревожат нормальные
человеческие проблемы. Нашлась даже так называемая "космическая жена"
Цоя - мать двоих детей, симпатичная
и совсем не глупая молодая женщина.
В Москве был
создан фонд имени Виктора Цоя. У
родителей Виктора корреспонденты решили узнать - ощущают ли от него реальную
поддержку. "Фонд помогает нам и морально, и материально. Нам-то,
собственно, ничего уже не нужно, но вот Сашеньке... Вите памятник - тоже на
деньги фонда. И выставку его картин, которая будет проходить, тоже. А мы, в
свою очередь, помогаем тем ребятам, которые живут возле Витиной могилы на
Богословском кладбище. Так и живем, поддерживая друг друга...
"Марианна
сказала после смерти Виктора, как она понимает задачу фонда: "Фонд первым
делом должен опубликовать или заняться реставрацией всех записей (может быть,
даже квартирных концертов). Неважно, - какой от этого будет доход, хотя,
естественно, он будет. Витя всенародно любим. Но надо этим заниматься, а мне
кажется, все тут не очень бойко идет. "45" лежит у Тропилло,
"Начальник Камчатки" - тоже. Оригинал альбома "Это не
любовь" вроде бы потерян, но первая копия должна быть у Леши Вишни. И тоже
никаких переговоров. Существуют еще и эти жуткие бытовые записи, которые с
каждым днем осыпаются". Действительно, торг, как говорится, здесь не
уместен...
Предложения
сделать картину о Викторе обрушились на Алексея Учителя практически сразу же
после аварии. Автор нашумевшего "Рока" - фильма, представившего миру
Цоя, обладал (это все знали) массой материала, не вошедшего в картину. Стало
быть, сам Бог ему велел заняться экранизацией жизни рок-звезды. Но Учитель
отказался наотрез. Во-первых, очень все это попахивало спекуляцией на имени. А
во-вторых: "У Виктора был близкий друг - Рашид Нугманов. Тот самый, что
снял "Иглу". Право на фильм о Цое принадлежало ему. Именно
поэтому я и предложил Нугманову: все, что у меня есть, - в твоем распоряжении.
Но прошло около года, и Рашид признался: "Не могу. Мы с ним были слишком близки...".