– Роберт
Максимович, ваши предки – выходцы из Кореи?
– Да. Еще дед эмигрировал в Советский Союз, потому что участвовал в борьбе
против диктатора Ли Сын Мана. Но в 37-м Сталин интернировал корейцев с Востока
по всей стране.
– Имя Виктору придумали вы. Но почему именно это имя?
– В 60-е годы у всех на уме были одни и те же имена. А Виктор – имя тогда
редкое.
– Как складывались у вас отношения с сыном?
– У нас были дружеские отношения. Я поощрял его самостоятельность. И думаю,
именно поэтому он стал лидером.
МАРИАННА ЦОЙ:
«У нас цели в жизни не было, пока не появилось «КИНО»»
Марианна – ленинградка в четвертом поколении. Громкая и импульсивная,
располагающая к непринужденности. Она говорит:
– Я знаю, что в двадцать лет он ушел из дома и не оглянулся. Он ушел в большую
жизнь. Витя был совершенно независимым человеком. Кому будет нравиться жить в
проходной комнате?! Да и родители не относились серьезно к его гитарным
занятиям.
– У меня такое чувство, что в песнях Виктор говорил больше, нежели в жизни?
– В жизни он практически вообще очень мало говорил. Это его отличительное
свойство незнакомых людей либо пугало, либо оскорбляло: считалось, высокомерный
молодой человек, сидящий в углу, всех презирает. На самом деле он в принципе
мало говорил. Как это можно назвать? – физическое состояние души? Он был просто
молчуном.
– Марианна, тебя называют первым менеджером «Кино». Расскажи немного об этом
времени.
– Когда я была с «Кино», это было просто подпольное барахтание! Не существовало
ничего официального! Речи о сегодняшнем администраторстве просто не шло. И если
какой-то устроитель приглашал в другой город, то это был человек, глубоко
влюбленный в свое дело и группу. Он делал это на свой страх и риск. Потому что
могли прийти обком, горком или тридцать три комитета и все запретить! Я только
вела переговоры по телефону. Да и сам Витя был прекрасным менеджером. Свои
финансовые дела он вел сам. Просто мы играли в свои игрушки – называли себя
красивыми именами, чтобы наша несчастная тогда жизнь (с точки зрения
существовавших проблем) была похожа на красивую птицу.
– Расхоже мнение о «звездной болезни» Виктора, возможно, послужившей поводом к
такому трагическому восприятию жизни в последнее время.
– Общественное мнение очень сгустило его «звездную болезнь». Цой был человеком
замкнутым. И большое количество концертов действовало на него тяжело. Он всегда
сбегал в эту Латвию бегом! Он приезжал за Саней на один день, и вечером они уже
улетали. И – до сентября. Может быть, его нежелание идти на многие контакты, на
которые его так провоцировали, и назвали «звездной болезнью»?
– Валентина Васильевна на свой вопрос: «Что ты будешь делать, когда твоя
популярность кончится?» - услышала: «Буду писать тексты».
– Виктора, я думаю, хватило бы на все. Если у человека есть дар божий, что бы
он ни делал, он все равно найдет себя. И Витя был спокоен на эту тему – я бы
никогда не спросила его так!
– Чем, по-моему, привлекателен Цой тысячам мальчишек и девчонок, - так это
своей независимостью: пачка сигарет и билет на самолет – вот и все, кажется,
что есть у героя его песен. Ну, а насколько этот образ сопоставим с самим
Виктором? В его жизни все действительно было так или он сам только желал этой,
скажем так, свободы духа?
– Он никогда особенно не любил ездить просто так, как, например, Башлачев –
перекати-поле. Витя любил бывать дома. Но я думаю, ребят привлекает даже не
это, а то, что он в их пустое болтание внес долю романтизма, осмысленность. У
нас цели в жизни не было, пока не появилось «Кино». Витя оправдал кучу народа в
собственных исканиях. В Цое нашли себя очень многие подростки нашей огромной
родины, в которой черт знает что происходит и детьми никто не занимается. Он
стал наставником, что ли, для них...
Слухи не благосклонны особенно к Марианне. Но вот коллега из «Молодежи Эстонии»
назвал ее «белым ангелом Цоя» («черным» - последнего администратора «Кино» Юрия
Айзеншписа, который живет в Москве. Именно ему группа выразила доверие после
гибели Цоя; Ю.Айзеншпис – инициатор Фонда памяти Цоя. Предыдущий директор
группы Юрий Белишкин сказал: «Цой был не прав, что все-таки посмотрел в сторону
Москвы. Мне показалось, что его уход в Москву был не очень органичен. Он был
ленинградский человек, очень тонкий и не крутящийся»). В 1987 году Виктор и
Марианна разошлись. Последние годы Цой жил с Наташей. Она из Москвы. Я
извиняюсь перед Марианной, но все же прошу пояснить: они не были разведены. В
ответ она показывает ленинградскую «Смену»: «Напиши, как здесь, потому что это
правда». Я пишу:
«– Я в некоторых публикациях встречал такие слова: «Жена Наташа». Это как
понимать?
– ... Это оттого, что у нас просто в советском лексиконе для женщины, которая
(в хорошем смысле слова) не оформлена официальным браком, нет нормального
слова. «Подруга» - это сразу подразумевается что-то «такое». И у людей, которые
к Наталье хорошо относятся, просто рука не поднимается по-другому написать.
Меня это не обижает. Если бы Витя хотел, чтобы эта фраза не прозвучала, он и
сделал бы все как-то по-другому. Наталью все знали, она присутствовала на всех
концертах, в Ленинград приезжала. Он нас познакомил задолго до трагических
событий, специально познакомил, чтобы для всякой закулисной мелюзги не была бы
наша встреча лакомым куском. Другое дело, что мы с ней практически не общались:
у нас был барьер, который тут же исчез, когда Витя погиб».
ЦОЁНОК САШКА
Их сыну – шесть лет. Марианна говорит о нем: «Это, по-моему, отдельная в моей
жизни будет история. Он такого кровосмешения – во мне ведь тоже намешана уйма
кровей. Максимум того, что он может провести на стуле, - две минуты. Любит все
сразу и в большом количестве, рисует отличные картины, тут же играет на
бадминтонной ракетке (как на гитаре), поет, причем у него вырываются фразы и
рикошетовские (из «Объекта насмешек»), и отцовские, и БГ – все фонтаном.
Обожает смотреть фильмы про Рэмбо, «Бэтмэна», часто вспоминает отца, мы часто
советуемся с Саней, перед тем как сделать какой-то шаг, всегда
посидим-подумаем: как бы папа к этому отнесся?»
Парнишка действительно очень живой. Я спрашиваю у него об отце. И в ответ:
– Его в живых нет, поэтому мне, не знаю почему, но очень жалко его. И если об
этом спрашивают мальчишки и девчонки, я даже иногда не могу говорить об этом!