Завтра в универсальном Дворце спорта "Крылья Советов" начинаются
совместные концерты ленинградской группы "Кино" и столичного
"Альянса", организованные Московским рок-клубом. Интерес к ним
оказался настолько велик, что билеты исчезли из театральных касс еще две недели
назад. Сейчас "Кино" осталось чуть ли не единственной советской
рок-группой, на сольные концерты которой еще собираются полные залы практически
в любом городе. Состав прежний: Виктор Цой (вокал, гитара), Георгий Гурьянов
(барабаны), Игорь Тихомиров (бас-гитара), Юрий Каспарян (гитара).
"Альянс" - любимец московской публики прошлого года. Однако группа
готовится к новому прыжку, и возможно, в ближайшее время вернет себе прежние
позиции в нашем хит-параде. Полтора года назад мой коллега Женя Додолев
откровенно признался в "Звуковой дорожке" ("МК" от 25 марта
1988 г.), что почему-то он всегда вспоминает Аманду Лир, слушая Виктора Цоя.
Аманда Лир, судя по ее продолжительному молчанию, осталась, видимо, довольна
комплиментом и не стала опровергать авторитетное суждение. Не так давно Витя и
"Кино" побывали на родине Аманды в Италии, в городе Риме. Они пробыли
там всего трое суток, и, конечно, никак не могли встретиться с обворожительной
итальянкой. Не потому, что было времени в обрез, а потому, что много-много лет
назад начавшая свою певческую деятельность Аманда Лир умчалась из Италии на
Британские острова вслед за Дэвидом Боуи, который предрек ей звездное будущее.
Как был прав старик Боуи! Да и ладно. Пусть теперь Аманда кусает свои локти,
завидуя всей московской рок-публике. А завидовать есть чему! Долгожданный
праздник - концерты "Кино" в Москве - начнется уже завтра. Целый год
скучали верные бойцы московского рок-фронта, лишенные общения с одним из своих
любимцев и его славной командой. Скучали и не могли взять в толк, почему
"Кино" объезжает Москву стороной. Но Цой не виноват. Год назад, тоже
в октябре, на памятных концертах в Лужниках обожатели Витиного творчества, впав
в экстаз, поломали несколько рядов алюминиево-брезентовых стульчиков,
неизвестно зачем выставленных в партере. Очень рассердились тогда на Витю и
решили, что это он во всем виноват: вместо того чтобы петь легкомысленные
песенки, лучше бы занялся утихомириванием зрителей. С тех пор, правда, решилась
проблема, над которой "ЗД" безуспешно билась очень долгое время -
партеры на всех роковых концертах стали наконец освобождать от архаичных
сидячих рядов. Клин, как говорится, выбили клином. Но "киношники"
оказались крайними, и все это время были лишены визы на въезд в пределы Москвы
и области. Но мир не без добрых людей. Героическими усилиями директора
концертных программ Юрия Айзеншписа удалось пробить и эту мощную стену. В
результате 19 октября сего года, выйдя из вагона "Красной стрелы", Виктор
Цой благополучно ступил на московскую землю. О радостной встрече в редакции
"МК", куда Витя приехал прямо с вокзала, в тот же вечер сообщила
"Экспресс-камера" устами Наташи Тюриной, а наутро - мы. С дороги Витя
был очень уставший и совершенно неразговорчивый. Мы попили кофе (что видели
все, кто смотрел "Экспресс-камеру"), а потом Цой сказал, что вообще
не любит давать никаких интервью, потому что вопросы все одни и те же, часто
глупые, а напечатанные ответы совсем не совпадают со сказанным на самом деле.
Мы Вите искренно посочувствовали и спросили, с чего бы он начал свою
деятельность, если бы его выбрали народным депутатом. - Я бы, наверное, взял
самоотвод, - ответил Цой. - Не мое это дело - политика, не умею я этим
заниматься и ничего хорошего из этого не получится. Я уже занимаюсь своим
делом, - резюмировал он. Что касается "своего дела", то здесь
творится следующее. Летом выпущен новый магнитофонный альбом "Звезда по
имени Солнце", во Франции вышла уже настоящая пластинка с песнями разных
лет, а в Нью-Йорке опубликована предпоследняя работа "Кино" - альбом
"Группа крови" (пластинка отменного качества), магнитофонная запись
которого заняла в итоговом хит-параде "ЗД" за 1988 г. второе место
(см. "МК" от 6 января сего года). - А почему в Нью-Йорке-то? - не
удержался я от глупого вопроса. - Потому что я в плохих отношениях с фирмой
"Мелодия", - сказал Витя, - и никогда ни на какие отношения с ней не
пойду. Ни сейчас, ни в будущем... Далее Цой пояснил, что находится в большой
обиде на "Мелодию" за то, что у него даже никто не спросил разрешения
на выпуск альбома "Ночь" как пластинки. Это неэтично и бескультурно,
считает Цой. Вот американцы, перед тем как выпустить "Группу крови",
обратились с официальным предложением. Не считая омрачившую Витино житие неприятность
с "Мелодией", все остальное в биографии "Кино" вроде
нормально. Успешно прошел кинодебют в фильме "Игла". Говорю это не
ради протокола. Из всех кинематографических начинаний наших рок- и
поп-именитостей "Игла" с Цоем представляется произведением, наиболее
приближенным к понятию "искусство кино". У Цоя самые серьезные
намерения на дальнейшую работу в кинематографе, которая ему очень понравилась.
Утверждение о несомненной популярности группы "Кино" и Виктора Цоя
давно уже перестало быть откровением. Как сказал один близкий к
"киношным" кругам человек, популярность песен Цоя идет от народа, они
не нуждаются в искусственном насаждении и назойливой рекламе. Похоже, Витя не
очень обременен поисками славы. Хотя, безусловно, ему, как любому нормальному
человеку, весьма приятно, что его произведения находят отклик у многих людей.
Однако он заверил в беседе, что никогда не споет песню, которая ему не
нравится. Даже если все будут предрекать ей стопроцентный успех в хит-парадах.
Цой вышел из андеграунда, но он не радикал в своем творчестве. Он предпочитает
призывам и революционным лозунгам философские рассуждения, что очень
соответствует его флегматичному характеру. С другой стороны, его философия -
вполне конкретная политика, далекая от абстрактного миросозерцания. Все это в
сочетании с красивой музыкой, которую кое-кто из идеологических противников
обзывает "коммерческой", очень нравится московским (и не только
московским) рок-фанам. Поэтому они в считанные дни вымели все билеты на
концерты "Кино" из касс Дворца спорта "Крылья Советов".