С Рыбой
они к этому времени расстались, и пару раз уже появлялся Каспарян. Мне трудно
все это по времени сопоста- вить с записью реальных альбомов, но "45"
тогда уже был записан. Потом они у Вишни дома, потому что Тропилло был занят,
записали "демо" к новому альбому (то, что потом в народе начало
ходить под названием "46"). Юрка Каспарян в то время неблестяще играл
на гитаре,но Витька его всегда защищал,исходя из того,что это правильный
человек,а играть научится. И был абсолютно прав, как опыт показал. В таком же
смешанном составе, как и на "45", записали "Начальника
Камчатки",причем я продюсировал не больше половины альбома, так как меня в
это время стало вести в совершенно другую сторону. Я очень хотел его сделать,
но закончили альбом без меня. Там и Сережка Курехин каким-то образом принял
участие, и ударники разные были, даже Петька Трощенков приложил руку к
барабану. Густав появился в самом конце, как раз на этом самом "Новом
романтике". Витькина натура требовала, чтобы дальше все это развивалось в
сторону уже большого рок-н-ролла,а мне хотелось это видеть в таком безупречном,
точеном, полуакустическом виде. Но тут уже хотелось-не хотелось, а права голоса
я, по счастью, не имел. Я сам себе в нем отказал,потому что навязывать людям
то, что не в их природе, наверное, не надо. Я, по-моему, старался не
навязывать.
Это был период самого активного нашего общения - между "45" и
"Начальником Камчатки". Но я не думаю, чтобы Витька когда - нибудь,
хоть на секунду, был у меня "под крылом".Потому что то, что он делал,
было стопроцентно его, и ни ко мне, ни к АКВАРИУМУ отношения никакого не имело.
Я просто сделал то, что мог, для того чтобы помочь им преодолеть первое
расстояние из Купчина до студии, преодолеть максимально просто - чтобы они не
тратили на это год, а могли это сделать завтра. Вот и все. А там - как
поставить микрофон, как не быть запуганным Тропилло... Все остальное делали
они, и влиять я на них - никогда е влиял, и не дай Господь. Если я чем-то помог
- отлично, но за всю историю наших отношений, встреч, разговоров и чего бы там
ни было я никакого отталкивания с Витькиной стороны ни на один момент не
почувствовал. Я его очень любил и люблю и, надеюсь, что и он тоже. По крайней
мере, я это так воспринимал.
А Цой пошел дальше, и они начали записывать "Ночь". По-моему, этот
альбом был записан довольно быстро, но что-то они с Тропилло никак не могли его
закончить. И вот когда уже "Ночь" была почти сведена, они с Сашкой
Титовым одновременно записали у Вишни "Это не любовь". Поскольку
АКВАРИУМ работал не все время, а Сашка играть умеет и любит и делает это
прекрасно, то совершенно естественно получилось так, что когда мы не играем, он
играет в КИНО. Для того, чтобы ребятам помочь, да и самому в кайф просто.
У них был еще один очень интересный период - между "Ночью" и
"Группой крови". Потерянный период, когда была написана масса всяких
странных вещей, которые, по-моему, так все и пропали. Вот эти песни -
"Братская любовь", "Когда твоя девушка больна", что-то
еще... Совершенно прелестный период, который в записях почти не отражен. А
потом они уже пошли в полет. Они стали получать призы на фестивалях, пошло
развитие, и получилось то КИНО, которое уже все знают и любят.
Хотя для меня их подъем произошел гораздо раньше. Когда они еще на первых
фестивалях играли, с Титовым, я, честно говоря, после их концерта к ним в
гримерку заходить боялся. Мне было неудобно. Потому что вот живые звезды, а я
кто? И я помню, что на самом деле очень стеснялся. Я к Титу-то боялся подойти,
хотя вроде как мы давно вместе играем. Это было совершенно очевидно, что они -
звезды. А когда человек уже стал звездой, а потом через два или три года
население до этого доезжает, это всегда немножко забавно.
Когда они еще были с Рыбиным, в общем, в самый начальный период, как-то раз
меня понесло,и я начал объяснять Витьке, почему он как бы главный теперь. Я
говорил ему тогда, что есть АКВАРИУМ, который более-менее чем-то стал и
высказал все-таки ту вещь, которую нужно было сказать. И теперь мы будем с этой
вещью работать. Но на этом развитие человечества не останавливается, и что-то
требуется дальше. Мы свое нашли, теперь над этим работаем и с этой гонки
сходим. Остается вакуум. Кто этот вакуум заполнит? И я сказал ему "Вот ты
и заполнишь,потому что ты пишешь то, что надо и как надо. Поэтому ты в России
главный. А поскольку Россия и в мире занимает специальное место, значит, ты и в
мире отвечаешь за все это". Тогда для учащегося деревообделочного ПТУ,
может быть, это звучало немножко парадоксально, но, по-моему, внутри-то он к
этой свой царской миссии был готов, это только сознание было еще не очень
готово. Тогда как раз и разрабатывался тот путь тигра, которым он шел. Путь, в
общем, по касательной к действительности. Если кто-то и считает, что он выражал
мысли и чаяния простого народа, то это глубокое заблуждение. Он выражал сам
себя и тот дух, который через него говорил. Это была просто реакция на
действительность.
Да и в чисто музыкальном плане у него ни с кем никакой связи не было - ни с
нами, ни в мировом рок-н-ролле. Вероятно, найдутся люди, оторые будут
утверждать, что какая-то связь там есть, но я, честно говоря, никогда ее не
видел. То, что мы слушаем, - это одно, а то, что мы делаем, - это совсем
другое. То, что делал Витька, было уникально. Он быстро научился выражать то,
что требовал от него дух, а потом уже речь шла о конкретных частностях: сыграет
это драм-машина или барабанщик, и как должно звучать то или иное.