- Все-таки, согласитесь, наша советская рок-музыка переживает кризис, и чаша
популярности все больше склоняется в сторону поп-музыки...
- Да я не прогнозирую успех, меня это в каком-то смысле даже не волнует. Меня,
повторяю, больше интересуют песни, чтобы музыка, которую "Кино"
играет, нравилась нам самим. Ну и, конечно, я рад, что она нравилась большому
количеству публики.
- Хорошо, а такое понятие, как "своя публика", тебя, вас тоже не
волнует? Мне, например, кажется, что с тех пор, как рок-музыкой стали
наполнять, как говорится, все и вся, причем часто довольно невысокого качества,
такое явление, как рок-публика, мягко скажем, размывалось, а то и вообще
исчезло. Что по этому поводу думает группа "Кино" о своем слушателе?
- Я не считаю, что рок-публика исчезла, размылась. Наоборот, мне кажется,
сейчас у нас своей публики больше, чем было раньше. Если раньше
"Кино" было широко известной группой в узком кругу, то сейчас у нас
есть конкретное количество людей, которым нравится группа "Кино" или
предпочитающих ее всем остальным группам. А что касается кризиса рок-музыки -
здесь все закономерно. У нас в стране рок-музыка долго была под запретом, и
когда только-только стало возможным ходить на рок-концерты, вспомни, любая группа
собирала полные залы, а сейчас, когда "наелись", когда появился
выбор, когда не нравится большинство групп (кстати, мне тоже далеко не все
группы кажутся симпатичными с музыкальной точки зрения), то, понятно, люди
выбирают, куда пойти, и это - совершенно нормально!
- Быть может, несколько банальные вопросы. Первый: что для тебя является
первоосновой в жизни, грубо говоря, для чего живет Виктор Цой? И второй: каким
бы ты хотел себя видеть через несколько лет?
- Живу для чего? Чтобы заниматься своим делом, чтобы было интересно жить. А
каким бы хотел себя видеть? - он надолго задумался.
И, слушая в который раз эту паузу на кассете, где записано интервью, невольно
думаю: может, судьба таким вот образом давала знак ему, мне, а может
(становится просто страшно от такого полета мысли), именно здесь, в его ответе
годовой давности, кроется объяснение той, далеко не случайной трагедии под
Юрмалой?
- Я бы хотел не запятнать свое доброе имя, чтобы ни у кого не было повода меня
в чем-либо упрекнуть. Все остальное не очень важно.
И все, что мне нужно - это несколько слов
И место для шага вперед...
Пытаюсь восстановить в памяти последние минуты своих встреч с ним, Виктором
Цоем, славным, наверное, легендарным кочегаром питерского рок-н-ролла,
человеком, взявшим старт с 50 рублей в месяц, с кучей идей в голове,
воплотившихся в семь магнитофонных альбомов, и прошедшем за восемь с половиной
лет к (фантастика, да?) 20000 "рэ" за концерт "Кино", к
нескольким персональным телохранителям и толпам народа на каждом концерте.
Стараюсь понять, а не было ли ему судьбой даровано счастье принимать яд,
который, если в малых дозах, - лекарство и здоровье, лекарство от давящих на
душу, психику догм и правил нашего "такого сумасбродного общества", а
если только увеличить дозу - смерть?...
Думаю о том, почему группа "Кино", приличное количество раз
выезжавшая на запад, не прижилась, не пришлась ко двору, несмотря на поддержку
той же Джоанны? И, знаете, прихожу к выводу, что, похоже, у каждого народа,
нации есть свои гении, созданные только для этих конкретных людей, гении,
мыслители, выразители идей, которых другие, живущие в других географических и
политических широтах, просто не могут понять в силу другого склада ума ли,
характера, условий обитания, других жизненных ценностей и проблем. Наверное,
Виктор Цой принадлежит именно к такой когорте людей. Посланный для нас, нам,
он, возможно, свою высокую миссию Художника и Человека совершил, приоткрыв нам
глаза на совершенно иное понимание действительности. Он, Виктор Цой, может одна
из великих загадок и парадоксов явления, название которому - советская
рок-музыка.