При всем
этом даже в самой печальной песне присутствует ирония, и что более удивительно
- самоирония (это, пожалуй, наиболее отличительные черты В.Цоя). Цой своим
низким, глубоким голосом вкладывает в песню все нужные и характерные только для
него интонации. Наверное потому, исполняя песни Цоя, как и песни Высоцкого,
нужно петь, подражая голосу автора, в противном случае пропадает цельность
образа. Часто настроения песни от личностного восприятия переходят к чему-то
более глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение.
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дниа,
Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни...
Наше сердце работает как новый мотор!
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И мы будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот мир...
Конечно, в отрыве от музыки слова покажутся кому-то слишком простыми. Но это не
стихи, а именно тексты песен, и их, подобно текстам Гребенщикова, Кинчева,
Шевчука, невозможно анализировать вне музыки.
Андрей Тарковский писал: "Искусство несет в себе тоску по идеалу. Оно
должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир о котором рассказывает
художник, не оставляет места для упований. Нет, даже еще более определенно: чем
прочнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный
в основу творческий идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем
возможность выхода на новую духовную высоту".
Эти слова великого режиссера безусловно соотносимы и с творчеством Виктора Цоя.
Знаменательным событием культурной жизни стал уже получивший широкое
распространение альбом 1988 года "Группа крови". Это новый, второй
поворот в творчестве Виктора Цоя, снова он не укладывается в привычные рамки.
Смерть стоит того, чтобы жить.
А любовь стоит того, чтобы ждать...
Многие уже видели музыкантов "Кино". Виктора Цоя, Юрия Каспаряна,
Игоря Тихомирова, Сергея Бугаева - "Африку", "Густава"
Гурьянова в нашумевшем фильме С.Соловьева "Асса", их же можно будет
увидеть в документальных фильмах "Рок" и "Город" - сценарий
которого написан "митьками о митьках", и в художественном фильме
"Игла", где Виктор Цой выступает не только в качестве автора музыки и
песен, но и исполнителя главной роли.
У восточных народов есть понятие "до": любое явление, занятие - это
"до" - путь, дорога без конца.
Мне кажется, путь осмысления действительности, философия, присущая Виктору Цою
и его друзьям, - это тоже дорога без конца. В одной из популярнейших песен
"Кино" "Перемены" многие в ее осмыслении делают упор именно
на ключевые слова: "Перемен! Мы ждем перемен!". На самом деле
основное содержание, может быть, всей философии Цоя в "Кино",
содержится в двух "незаметных" строчках. Они, по-моему, являются
основными звеньями той цепи, соединяющей сердца тех, для кого концепция
"киношников" является своей жизненной концепцией: