Суббота, 23.09.2017, 12:02
Приветствую Вас Гость | RSS
 
КИНО
Главная | Философия Виктора Цоя. библ | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа


Философия Виктора Цоя.



     Мир Виктора Цоя, как писали о нём журналисты и с чем сам он соглашался, – это братство одиночек. В чём состоит привлекательность этого мира, довольно трудно сказать однозначно, ведь для счастья людям нужно что-то совсем другое, нежели одиночество. И всё-таки он остаётся удивительно притягательным для многих…

Одиночество цоевского героя (читайте «самого Цоя») связано с иронией, т. е. со скептическим отношением к окружающему миру и к тем ролям, которые ему навязывает жизнь. Этот скепсис вызван пониманием всей условности, противоречивости и даже бессмысленности этих игр. Здесь мы обнаруживаем чисто философское понимание и сомнение, которое присуще Цою изначально, чуть ли не с детских лет. В первой же его песне «Мои друзья» есть замечательные слова: «А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно», – которые демонстрируют саморефлексию и дистанцированность юного героя от того, что происходит вокруг и что, в общем-то, ему симпатично. Эта фраза даёт почувствовать, что Цой выше тех, о ком поёт, хотя «выше» и не совсем правильное слово.

Простота текстов объясняется ясностью ума и способностью автора всё разложить по полочкам (по принципу «хорошо – плохо», как подметил А. Рыбин.) Упрощать картину мира, а не усложнять её – это принцип именно рационального мышления, для которого характерны также самостоятельность и непредвзятость. Потому мировоззрение Цоя можно смело определить как философское, учитывая наряду с рациональным подходом к действительности широту интересовавших его проблем.

Любимые слова Цоя, которыми он так «доставал» своих официозных собеседников, – «ну, не знаю» и «понимаете» – выдают в нём прямо-таки «сократовское» начало. В отличие от стереотипно думающих и уверенных в своей правоте догматиков (партийных, религиозных и т. п.), Цой «не знает точно, кто из нас прав». В общем, припоминается классическое «Я знаю то, что ничего не знаю, а вы не знаете даже этого».

И творчество, и судьба Цоя – это, по словам Б. Гребенщикова, путь по касательной к действительности. Цой так и не примкнул ни к одной системе. Ни советский строй, ни перестройка, ни СССР, ни Америка, ни комсомол, ни кооперативное движение, ни религия, ни атеизм… Это давало ему свободу, хотя и лишало защищённости, простого человеческого счастья чувствовать себя частью общности, большинства или просто сплочённой группы, «кричать «Ура!» и бежать вперёд». Цой, впрочем, и не мог бы этого делать в силу своего интеллекта и способности к философскому пониманию вещей, о котором говорилось выше. Вот отсюда печаль и боль в стихах, в музыке, в выражении лица, наконец, которого ни у кого больше не встретишь. Эта боль за других и за себя делают молодого парня со средним образованием незаурядным и загадочным персонажем.

Вместе с тем Цой не пессимист. Жизнь для него – скорее игра, а не проявление злого рока. Для него неприемлима борьба как таковая, т. к. противников всерьёз он не принимает.

К слушателю Цой обращается напрямую. Он – «человек ниоткуда», как любил говорить сам, и не будучи обременённым никакой идеологией, он и других стремится извлечь из какого-нибудь очередного «места». В одном из интервью Цой объяснял, что консолидирующие лозунги, на самом деле только разъединяют людей, разводят их по разным замкнутым группам. Эту мысль просто необходимо оценить и понять особенно сейчас при современном уровне разобщения и «разводок». Когда в очередной раз после какой-нибудь бестолковой дискуссии, скандала или увлечения бархатной, а то и цветной революцией вспоминаешь ироничный вигляд Последнего героя, чувствуешь, что вёл себя глупо, но – простительно.

За Цоем никто не стоял, но рядом с ним становились «такие же, как он». В силу своей незаангажированности Цой – фигура, сближающая людей из разных систем. Сам он всегда оставался на их границах, откуда легко обозревать всевозможные миры. Стоя на этой плоскости, Цой удерживался не только от идеологического пафоса, но и от разнузданности. В этом смысле, образно говоря, Цой – бог, ведь боги, по словам Эпикура, живут именно между мирами.

Как свойственно обладателю философского склада ума, Цой всегда говорил о человеке вообще, о войне вообще, о любви вообще и этим интересен в первую очередь. Нравственность, которую он утверждает, также общечеловечна и её корни внутри, в его боли и понимании людей. Действие, к которому он призывает, обусловлено не определённой иерархией ценностей, а простым желанием помочь, причём даже не столько из любви, сколько из понимания состояния другого человека. Именно таким Цой представил своего героя в «Игле».

Я не думаю, что иронизм Цоя – это только следствие каких-то разочарований и обид. Может быть, эта «духовная программа» изначально заложена Богом (уже с большой буквы). Такой вот он, наверное, был рождён – недоверчивый и добрый, бесстрашный и незащищённый, а главное самодостаточный. Когда рушится очередная система ценностей, таким героям ничего не угрожает. Они необходимы, как залог предотвращения деградации человека. Неудивительно, что гибель Цоя была так воспринята в нашем обществе. Это был удар и почувствовали его все.

Но и в болем глобальном культурном контексте постмодерна (для которого тоже актуальна потеря общепринятых ориентиров) философская позиция Цоя очень важна. Она соотносится не с той эстетской, шутовской и, в конечном счёте, конформистской программой, которую предложил деконструктивизм Ж. Деррида, а с менее известной философией постмодернистов «левого» толка, представленной М. Фуко, Ж. Дельозом, Ф. Гваттари (с последним, кстати, лично знакомился Африка в 90-е годы). Их мысль как раз переплавила и стоицизм, и эпикуреизм и ещё множество интересных направлений. Эти авторы противопоставили глубине инстинктов и вседозволенности, а также высоте Идей поверхность смысла. Так вот, герой Цоя как раз и представляет собой не борца за правое дело и не «постороннего» разрушителя-имморалиста, а носителя смысла, противостоящего безумию животных желаний и великих идей.



        (C) polina


Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2017

    Конструктор сайтов - uCoz